Shell Eco-marathon — это международный образовательный проект, направленный на поиск инновационных энергетически эффективных решений, в рамках которого студенческие команды проектируют, создают и испытывают инновационные конструкции автомобилей и их двигателей с целью проехать наибольшее расстояние, используя при этом наименьшее количество энергии.
Узнай больше:
История Шелл Эко-марафона
Первые в мире соревновнания по экономии топлива провела в 1939 году компания "Shell". С тех пор они проводятся ежегодно. В 1969 году английский филиал компании "Shell" выступил инициатором проведения "Shell Eco-marathon", участие в котором могут принимать автомобили любой конструкции лишь бы имели не менее 3 колес и смогли достигать среднюю установленную скорость на дистанции. Эти новшевста не могли не заметить самодеятельные конструкторы из числа школьников , учащихся техникумов, студентов. Молодежные команды уже в 1977 году стали серьезными конкурентами командам, представляющим автомобильные, мотоциклетные, велосипедные фирмы. Автомобили того периоды имели в основном бензинновые двигатели "Хонда", простейшую пространственную раму, покрытую пластмасовыми обтекателями.
Первая команда из Украины, репортаж с места соревнований.
Моё знакомство с Шелл Эко – марафон началось с визита представителя компании Шелл, отвечающего за привлечение новых участников к данному проекту Альфредом Кухчавым. Забегая вперёд могу сказать, что среди множества ВУЗов Украины было выбрано два НТУ КПИ и ХНАДУ.
Чуть более чем через месяц белоснежный Аэробус перенёс нашу маленькую делегацию к себе на Родину в промышленный центр на юге Франции город Тулузу, где и расположено производство этих белоснежных покорителей небес. Наша делегация состояла из Патрика Ван Дале главы представительства одного из подразделений компании Шелл в Украине, переводчика Анны Думанской, т.к. Патрик не владеет ни русским, ни украинским языком, и нас, двух студентов. Первое, что мы заметили, ощутив твёрдую почву под ногами, это автомобиль победить прошлого года, представленного прямо в аэропорту.
Первые соревнования на экономичность, так называемые «экономи ран», провела в 1939 году именно нефтяная компания Шелл, и с тех пор они проводятся почти ежегодно. В 1973 последний раз рекорд завоевал автомобиль построенный на базе стандартного. Мартин Виссер достиг тогда расхода 0,625л. на 100км. А с 1969 английский филиал компании Шелл выступил инициатором проведения «Супер-Шелл-марафон», участие в котором могут принимать не только переделанные стандартные автомобили, но и специально построенные, автомобили любой конструкции, лишь бы имели не менее 3 колёс и смогли развивать установленную среднюю скорость на дистанции. Естественно подобную инициативу не могли не заметить самодеятельные конструкторы из числа школьников, учащихся техникумов, студентов.
Молодёжные команды уже в 1977году стали серьёзными конкурентами командам представляющие автомобильные, мотоциклетные, велосипедные фирмы. В том же 1977году студенты Кренфилдского института на сигарообразном автомобиле собственной конструкции установили рекорд экономичности среди сорока участвовавших команд, 0.214л. на 100км. Автомобили того периода имели в основном бензиновые двигатели «Хонда» с предельно малой мощностью, простейшую пространственную раму, покрытую пластмассовыми обтекателями. Учащиеся технической школы «Даймлер-Бенц» установили абсолютный рекорд экономичности для любых видов термических двигателей внутреннего сгорания на 1979год, затратив на 100км. 0.0778л. топлива. География проведения состязаний того времени обширна от гоночных трасс Сильверстоуна в Англии и французского Ле -Манна, до специальных этапов проходящих на трассах нового света.
ДВС Honda серии GX, наиболее часто используемое участниками бензинового класса
Эко – марафон 2007 года предстал пред нами как грандиозное событие в жизни маленького гасконского городка именуемого Ногаро, в окрестностях которого и расположена гоночная трасса, арендованная на несколько дней компанией Шелл. Ежегодно собирая около 3000 молодых участников со всёй Европы, в этом году было заявлено 225 команд, представляющих не только страны ЕЭС, но и странны расположенные далеко за пределами Европы. Рекорд эко – марафона составляет 3800км на одном литре топлива. В соревнованиях могут принимать автомобили, имеющие бензиновые, дизельные, водородные и электрические двигатели, в любом случае, при помощи специальных формул и коэффициентов пересчёт ведётся на расход бензина на сто километров. С 2003 года все участники разделены на два класса «концептуальные автомобили» и «урбанистическая концепция». В «урбанистическом» классе принимают участие автомобили, внешне похожие на те, которые мы встречаем на улицах города, в то время как в «концептуальном», в основном трёхколёсные, иглообразные автомобильчики с лежачей посадкой пилота.
Автомобиль концептуального класса
Автомобиль урбанистического класса
Следует заметить, что уровню оснащённости палаток техобслуживания и боксов, предоставленных организаторами участникам, команды и спортсмены участвующие в чемпионате Украины по шоссейно – кольцевым гонкам, за исключением явных лидеров, могут просто позавидовать. Здесь и переносные электростанции питающие болгарки, отрезные и шлифовальные станочки, профессиональный инструмент, и нагрузочные стенды практически у каждой команды, и ПК, не говоря уже о простых холодильниках в каждой палатке, ведь на улице довольно жарко. Обязательно в каждой команде есть человек владеющий английским, заметив проявленный интерес, участники с удовольствием рассказывают об автомобилях, технических решениях, о процессе создания автомобиля. Живут большинство участников в палаточном городке выстроившимся на небольшой поляне, находящейся прямо перед въездом на территорию трассы. Готовят здесь же.
Аллея, соединяющая импровизированный городок с трассой, украшена флагами государств участников марафона.
Во всём этом разнообразии автомобилей, людей и впечатлений, мы всё таки умудрились найти русскоязычных участников, ими оказались эмигрантки из России, представляющие одну из школ Швеции. Общение, с которыми окончательно открыло нам весь процесс создания подобных автомобилей. Над созданием их автомобиля трудилась вся школа, независимо от того в классе с каким направлением техническим, экономическим или гуманитарным занимаются учащиеся. Экономисты – разрабатывают бюджет команды, занимаются поиском спонсоров, гуманитарии – освещают процесс создания автомобиля в прессе, технари же заняты непосредственно постройкой автомобиля. В качестве спонсоров, как правило, выступают компании с интернациональным капиталом, помня о колоссальной информационной поддержке эко – марафона. В среднем команда состоит из 10-15 человек, команды участники из ЕЭС прибывают в основном на собственных автомобилях – тягачах, остальные, кто переправляет поездом, кто самолётом свои автомобили и команды.
Состав типичной европейской команды
Благодаря Патрику мы имели возможность общаться с представителями различных европейских ВУЗов имеющих намерение принять участие уже в следующем году. Узнав, что мы из Украины, практически на всех официальных мероприятиях, наша делегация была в центре внимания. Отвечая на множество вопросов касающихся национальной культуры, политики, и прочие аспекты, интересующие наших собеседников, мы неоднократно слышали пожелания, каким бы они видели первый украинский автомобиль-участник. Кроме этого, по просьбе Патрика, в книгу будущих участников был внесён ХНАДУ, как возможный заявитель новой команды уже на следующий год.
По возращению украинское представительство компании Шелл организовало встречу с первым заместителем министра по делам окружающей среды Сергеем Глазуновым, и представителями СМИ. В ходе встречи, отвечая на вопросы касающиеся возможности создания подобного автомобиля на территории Украины, мною был упомянут опыт создания весьма схожих по предъявляемым требованиям «ХАДИ -11Э», «ХАДИ -13Э»,созданию шоссейно – кольцевых автомобилей «ХАДИ -31», «ХАДИ -33» и криомобиля, а также то, что наш ВУЗ уже обладает сплочённой командой студентов успешно применяющих знания полученные в лекционных аудиториях работая в СПКБ ЛСА.
Александр Чернышёв