Не так давно пересматривал свои бумаги касающееся Shell eco-marathon, Боже, сколько их накопилось, по весу, наверное так точно как и наш автомобильчик. Чего там только нет и многочисленные рапорта, и служебные записки, и контакты поставщиков, и таможенные документы, и документы для посольства, всевозможные письма. И вот из всей этой бюрократической макулатуры вывалился листок исписанный синей ручкой. Он, настолько выделялся из общего фона что невольно привлек моё внимание. Я прочитал его и улыбка невольно проступила на моём лице, думаю вам знакомо такое ощущение внезапно нагрянувшего прошлого, когда из старой книги вылетает школьная записка или находишь давно забытую фотокарточку. Признаться я уже не помню кто из нашей команды это написал, но текст был следующим:
Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения - слышим мы довольно часто.
А каким бы нам хотелось видеть это средство передвижения? В первую очередь – безопасным и, конечно же, экономичным. А какие автомобили производятся в нашей стране? Отвечают ли они этим двум общеобывательским понятиям? К сожалению, ответ на эти вопросы один — автомобили собственной конструкции сегодня в Украине серийно не выпускаются. Зато в Украине есть уникальная лаборатория скоростных автомобилей работающая в ХНАДУ в которой студенты, студенты!, а не профессиональные конструкторы, разрабатывают и создают уникальные автомобили. В основе разработок автомобилей марки «ХАДИ», лежат курсовые и дипломные работы студентов. История создания каждого из автомобилей, может послужить материалом для создания художественного фильма или сюжетом для книги. Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения - слышим мы довольно часто.
И действительно, студентам ХНАДУ есть чем гордиться, на чей опыт опираться. Автомобиль «ХАДИ-3» к примеру, занесён в книгу рекордов Гиннеса, как самый маленький рекордно-гоночный автомобиль. Его ширина всего 650мм, а высота – 500; «ХАДИ-7» демонстрировался на выставках в Праге, Монреале, Канзас-Сити, Питсбурге, Милане, и т.д. Он участвовал в рекордных заездах 66-70гг., установил 3 рекорда, превышающие мировые достижения. А судьба автомобиля «ХАДИ-9» , расчётная скорость которого составляла аж 1200 км/ч, послужила сюжетом для художественного фильма «Скорость» с Дмитрием Харатьяном и Алексеем Баталовым в главных ролях, снятого киностудией Ленфильм в 1983 году. В современной истории Украины автомобили марки «ХАДИ» становились неоднократными призёрами Чемпионата Украины по кольцевым автомобильным гонкам. Сегодня коллектив лаборатории ведёт научную работу в области пассивной и активной безопасности автомобиля.
А что же с топливной экономичностью? Многолетний опыт эксплуатации и модернизации автомобилей послужил основой для создания автомобиля нового поколения, «ХАДИ-34» работа по созданию которого ведётся в настоящее время. Безопасность и экономичность – его основные качества. Он заявлен на участие в международном Shell ecomarathon 2008.
В 1939г американская нефтяная компания «Shell» провела первые соревнования автомобилей на экономичность, и с тех пор они стали проводиться регулярно, ежегодно привлекая участников со всех стран мира. Новый тур погони за экономичностью открыл английский филиал компании, с 1973 года в соревнованиях было разрешено принимать участие не только стандартным автомобилям, но и специальных экипажей оригинальной конструкции. Машины могли быть любой конструкции, лишь бы имели не менее трёх колёс и бензиновый моторчик. В соревнованиях наряду с крупными автомобильными фирмами принимают участие студенческие команды учащихся колледжей, институтов, университетов. Сегодня – это молодёжное образовательное соревнование пользующееся огромной популярностью в мире, в этом году, в нём принимали участие 222 команды из 20 стран мира. Примечательно, что за всю историю соревнований ни одна команда из стран бывшего СНГ не принимала в них участие. А из стран Восточной Европы – лишь Польша в 2007году. Участие Харьковской команды автомобилестроителей в соревнованиях такого класса поднимет рейтинг нашей страны. А победа, на которую команда вполне может рассчитывать, принесёт стране заслуженное уважение. Всё упирается в средства, необходимые СПКБ, чтобы в срок закончить все необходимые доработки и принять участие в соревнованиях лучших.
Ну, не судите строго, я датирую эту статью примерно 2007годом, когда только начиналось наше эко – движение. Быть может этот текст показался Вам несколько наивным, но именно по этому я и решил его опубликовать. Ведь если бы нам, каждому из нашей команды, рассказали сразу о всех тех трудностях и задачах с которыми придётся столкнуться, ох не уверен, что бы мы вообще принялись за этот проект. Дело ведь в том, что начать реализовывать подобный проект в нашей действительности нужно действительно быть немного наивным, романтичным, если хотите, и очень целеустремлённым. В общем, тогда мы только видели цель и не хотели видеть препятствий.
Прочитав эту статью я невольно задумался что же существенно поменялось за это время, ведь эта статья процентов на девяносто актуальна и сейчас! Да мы дебютировали в «Shell ecomarathon 2010» и действительно стали первой командой из Украины и стран СНГ. Автомобиль «ХАДИ 34» созданный нашей командой, заявленной в соревнованиях под именем «ЛСА ХАДИ Honda», продемонстрировал возможность преодолеть 570 км на 1 литре топлива, за что и занесён в книгу рекордов Украины. Но что же дальше?
Не знаю мне кажется, что сейчас просто необходимо поставить цель и преодолеть все препятствия, тем более что один раз у нас уже получилось.
Что же нам необходимо для достижения цели приведу только самые важные выдержки из длинного списка:
2 – финансовая поддержка необходимая для поездки команды на соревнования и модернизацию автомобиля;
3 – возможность проведения испытательных заездов на трассе аналогичной – месту проведения соревнований
4 – «лёгкие пилоты», дело в том что по условиям проведения соревнований пилотом может быть человек старше 13 лет, весящий более 50 килограммов, как правило в европейских командах это девушки - украшение коллектива.
Но главное, повторюсь, главное – это люди – команда! Двери ЛСА традиционно открыты для всех, будем искренне рады новым участникам наших проектов.
А дорогу, как известно осилит идущий!
2 комментария:
А что новые участники могут делать?
Мы агитируем всех в нашу команду, ведь большая часть команды – это студенты и тут существует некая текучка кадров, часть людей успешно заканчивает обучение, часть благодаря полученному опыту, получает новые перспективы и должности, есть и те, кто просто находят другие интересы.
Новые участники могут проявить себя во всем от работы непосредственно с автомобилем, до работ на ниве поиска спонсоров или работы со СМИ.
В любом случае, мы всегда рады расширить горизонты своей деятельности, и рады любимым предложениям как сделать наш проект лучше. Поэтому, если у человека есть видение своего места в нашем проекте и оно не противоречит нашей действительности мы рады всем.
Нас интересуют и уже состоявшиеся в профессиональном плане личности и те, кто только начинает процесс своего обучения.
Отправить комментарий