Эдуард Осипович Лорент – гонщик, рекордсмен, конструктор и храбрый защитник Родины!
Страницы
военной биографии, о которой мало кто знает…
Эдуард Осипович рассказывал что:
С декабря 1938 года работал старшим
тренером по авто-мотоспорту, при спортивном обществе «Зенит», город Харьков.
С июня 1941 года работал старшим
мастером сдаточного цеха на Харьковском мотоциклетном заводе, где и работал до
эвакуации завода в Тюмень. Из-за пострадавшей от бомбёжки семьи не смог эвакуироваться
и попал под оккупацию.
Владимир Захаров пишет*:
Войну техник – лейтенант Лорент прошёл
от Дона до Берлина. Сначала служил в танковых войсках по своей основной
специальности. Но когда командование узнало о его рекордах и чемпионских
титулах по мотоспорту, Эдуард Осипович сразу был назначен командиром
мотовзвода.
И пошёл тридцатилетний командир, вернее
проехал за 4 года тысячи километров по тяжёлым дорогам войны. И все ему
приходилось на войне делать: ремонтировать технику, вести моторазведку,
прорываться из окружения и доставлять донесения командованию.
Как известно, не бывает на войне лёгкой
службы. Всё что выпало на долю советского солдата, в равной степени довелось
пережить и командиру мотовзвода.
Эдуард Осипович не большой охотник
вспоминать о рискованных операциях на фронте.
- Воевал как все, - обычно отвечает он.
Бывало мастерство выручало, бывало и случай. Однажды получил задание срочно доставить
в штаб донесение. Путь не близкий, но хорошо знакомый. Завёл мотоцикл и в штаб.
Мы тогда ездили на мощных «Харлеях». Дорога разъезженная не очень-то на ней
разгонишься. С трудом держу шестьдесят километров, а тут как назло дождь
зарядил и такой облажной, что разом стемнело, будто вечер наступил.
Включил свет…
Не проехал и трёхсот метров, как на
засаду нарвался. Эти гады, видимо, за «языком» охотились, потому и стреляли по
колёсам. До сих пор не знаю, что мне тогда помогло, то ли дождь, то ли свет: вмиг
вираж заложил в сторону, откуда стреляли, дал газ и буквально взлетел на
пригорок, а откуда сразу вниз провалился. Лечу и вижу корни деревьев торчат на
уровне плеча. Успел разглядеть в лучах фары и успел на лету корпус отклонить.
Так и спасся. А ускорился бы я на дороге или в другую сторону свернул, они бы,
гады, мне в спину стрелять стали.
До штаба домчался будто на крыльях. Ни
до ни после, мне такой трассы встречать не приходилось. Одним словом, техника меня
и на этот раз не подвела, успел вовремя сообщить о незваных гостях, и ни один
из них живым не ушёл…
Ратные дела техника лейтенанта Эдуарда
Осиповича Лорента по достоинству оценены медалями: « За боевые заслуги», «За
взятие Варшавы», «За взятие Барлина»
Орден Красной Звезды (оригинал документа)
Медаль За боевые заслуги (оригинал документа)
Эдуард Осипович:
В первый день освобождения Харькова 14
февраля 1943 года (Харьковская наступательнаяоперация 2 февраля — 3 марта 1943 года — фронтовая операция войск Воронежского фронта – прим. автора) вступил в 173
таковую бригаду, где был назначен механиком по ремонту боевых машин.
В марте 1944 года переведён в 6-й
мотоциклетный полк на должность техника, а в январе 1945-го назначен командиром
ремонтного взвода. В январе 1947-го стал заместителем командира роты по
технической части того же полка.
В сентябре 47-го был уволен в запас.
Вернулся в Харьков и в сентябре поступил на работу конструктором автомобилей и
мотоциклов при Харьковском авто-мото клубе.
*Владимир Захаров: «Всего один километр». Киев.
Издательство «Молодь» 1984
Комментариев нет:
Отправить комментарий