Наша встреча с коллегами из Московского автомобильно - дорожного института (ГТУ МАДИ) связана с конференцией «Международной студенческие инженерные проекты». Нам интересен этот обмен опытом, поскольку у коллег из России уже есть опыт участи в международных студенческих проектах Formula Student (FSAE) и Formula Hybrid, который интересен нам, а у нашей команды есть опыт участия в Shell – ecomarathon (SEM), в котором в этом году планирует принять участие первая российская команда из МАДИ.
В ходе нашего визита мы общались с ребятами и в учебных лабораториях и во время пешей прогулки по Москве и в кафе за чашкой кофе или в метро, каждая вторая фраза так или иначе касалась наших проектов.
Дальнейший рассказ, это исключительно моё, как автора, видение вопросов/ответов, я не претендую на абсолютную правду, я так услышал, я так понимаю… ( примечание автора =))
Что такое международные образовательные проекты и какова их цель?
Основная задача таких соревнований - это выявления из числа учащихся технических школ ВУЗов, как из будущих специалистов выделить наиболее талантливых, целеустремлённых, приспособленных к жизни, если хотите. Следует сделать акцент на том, что само соревнование, проходящее в течении нескольких дней на одной из стационарных кольцевых трасс, это только вершина айсберга, реально участие в проекте начинается с момента образование команды, работы над созданием автомобиля, подачи заявки, с чего не начните, а процесс достаточно долгий. В течении учебного года команды трудятся над созданием автомобиля в соответствии с техническим регламентом соревнований. Помимо этого, зачастую команды вынуждены ещё и самостоятельно искать пути финансирования проекта. Я не берусь сказать, что это во всём мире так, но в случае с МАДИ и ХАДИ это, пока, действительно, правда. Вот и получается, что участвуя в данном проекте, студенты получают дополнительные знания, способности к самообучению и не стандартному мышлению, а также, что очень важно, реальный опыт работы. И таких «бывалых» выпускников с готовностью принимают на работу крупнейшие компании во всём мире. Да-да во всём мире, кроме стран с постсоветской действительностью, к сожалению. Пока кроме стран с постсоветской действительностью…
На сегодняшний день в России в той или иной степени готовности находятся следующие команды Формулы студент МАДИ, МАМИ, ТГУ, НТГУ, РУДН. И в этот список можно добавить первую украинскую команду Formula Student OНПУ! А также не стоит забывать, что по сути Московский автодорожный университет выставляет сразу 2 команды Formula Student и Formula Hybrid.
Автомобль FSAE в лаборатории МАДИ
Сравнивая историю возникновения и условия соревнований как Formula Student и Shell – ecomarathon в студенческом формате, сразу находится схожие моменты, но есть и серьёзные отличии. В чём же они? Как минимум в условии достаточном и необходимом для участия – автомобиле, как продукте изготовленном команде. Автомобили участники SEM создаются с одной конкретной задачей, проехать необходимое мерное расстояние затратив при этом наименьшее количество топлива. И тут уж кто во что горазд, технический регламент достаточно демократичен, все ограничения и «пожелания» сводятся в основном к вопросам безопасности. В FSAE по мимо самого создания автомобиля оценивается также и сам проект, его технические и экономические стороны, а сам автомобиль подвергается сначала статическим а затем и динамическим испытаниям.
Но вернёмся к запомнившимся ответам.
Мы находимся на втором этаже достроенном в боксе, когда-то здесь было СТО. Сейчас учебная лаборатория. В «подарок» от СТО, осталось оборудование, которое сейчас используется в учебных целях, но это всё всего лишь декорация и отнюдь не цель нашего визита.
Мы разговариваем с Андреем. Теперь уже не студентом, а сотрудником МАДИ, который в бытность студентов участвовал в создании автомобиля FSAE МАДИ - был в команде первооткрывателей. И вот сейчас команда из 15 человек под руководством Андрея готовится принять участие в SEM. И в этом направлении уже сделано ряд серьёзных шагов, это и визит и обмен опытом к нам в ХАДИ в 2010 году и посещение соревнования в Лаузице в 2011 года и вот – вот состоится ещё один визит к Германию к немецким коллегам по SEM. И такие визиты с целью обмена опыта тоже одна из обязательных составляющих подобных соревнований, ведь это в первую очередь образовательный проект. В том числе и благодаря им у ребят уже есть 3D модель будущего автомобильчика и понимание технологии его изготовления.
Уже скорее по обыкновению, звучат наши вопросы о поддержке студенческих проектов руководством ВУЗа, представителями бизнеса.
Постоянные поиски спонсоров участниками команды, конечно, приносят конкретные плоды, но до постоянного систематического сотрудничества дело к сожалению пока редко доходит, хотя и здесь есть положительный опыт. Конечно, участвуя из года в год в международном соревновании, представляя страну, университет, мы приобретаем всё большую и большую поддержу у руководства ВУЗа. Ведь, когда образовывалась первая команда мы не имели ничего, даже аудитории, в которых могли бы собираться, сейчас в нашем распоряжении лаборатории, стенды, и это уже не мало…
Следующая смена обстановки и вот мы уже в «офисе команды» это обыкновенная комната, в которой царит настоящая обстановка творческого поиска. Посередине стол, у окон расположены рабочие компьютерные места. За одним компьютером сидит троица студентов и что-то оживлённо обсуждает, как потом оказалось проект нового рулевого механизма.
Мы разговариваем с Сергеем и Ларисой, на данный момент занимающимися проектом Formula Hybrid, по сути дела, это можно сказать, другая команда!
Скажу честно, увиденное, произвело на меня громадно впечатление. Поскольку даже сама мысль, что студенты, самостоятельно, слаженно, по сумной инициативе, без какого либо контроля могут заниматься компьютерным моделированием для меня была необычна. И этими соображениями, я тут же поделился с Ларисой. Обсуждаю эту тему, мы постепенно пришли к выводу, что в обстановке, когда в распоряжении у студентов находятся станки для обработки конструкционных материалов, как это и происходит в ЛСА ХАДИ, заставить их заниматься конструкторской документацией достаточно сложно. Но вернёмся к комнате, стены которой увешаны всевозможными фотографиями памятных моментов и участников, есть здесь и полки с наградами, к слову сказать весьма заставленные.
Набирая в команду к себе в команду новых ребят, мы, говорит Сергей, честно и откровенно говорим – не ждите никакого вознаграждения от руководства Университета. Вы сами должны учиться, сам получать знания, сами работать над рекламированием университета! Мы давно отказались от практики «уговаривания» к работе, даже наоборот, у нас существует испытательный срок и обязательные условия попадания людей в команду, их два. Первый, это знание технического регламента соревнований, второй – умение работать в Solid Works. И всему этому реально научиться за две недели, это абсолютный факт. А без выполнения этих двух условий нет смысла и продолжать какое либо дальнейшее общение. Следующий обязательный шаг - это финансовое участие каждого члена команды в оплате заявочного взноса за участие в данном проекте, таким образом на каждого ложиться пусть и не огромная, но всё-таки весомая ответственность за собственные средства.
Атомобиль Formula Hybrid в боксе команды
Интересно, что часть выходцев из первой команды FSAE сейчас успешно работает над нашумевшим проектом «Маруся» и в других, не менее амбициозных проектах. Так что как не крути, а специалисты которые хотят и умеют работать будут востребованы всегда. И один из действенных методов подготовить таких специалистов – участие в студенческих инженерных проектах.
PS:
От себя лично, как автор, могу добавить, что да конечно, автомобильный спорт для университета именующего себя автомобильно –дорожным важен! Но он обладает серьёзными недостатками, во первых, для результативного участия в профессиональных автомобильных соревнованиях нужны большие деньги, которых ВУЗу, по своей специфике, попросту негде взять, во вторых результат участия в соревнованиях это не только, результат успешно подготовленной техники но и личное достижение спортсмена, которого тоже нужно воспитать, обучить, натренировать. А это, поверьте, подразумевает огромные финансовые и временные затраты. Вот и получается, что автомобильно-дорожному университету, к сожалению, куда выгоднее и проще гордиться достижениями своих студентов боксёров, футболистов, легко отлетов. Становление которых в спорте происходило зачастую ещё до поступления в ВУЗ, чем развивать автомобильный спорт в своих стенах. Увы, но это правда.
PPS: Визит московской команды в ХНАДУ
2 комментария:
От себя лично хочу сказать ребятам огромное спасиБо, за радушную остановку, теплый прием, интересное общение!
Осенью 2010 года руководство Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета ознакомилось с деятельностью и достижениями нашей команды – участницы eco-marathon, после чего выступило с инициативой создания первой российской команды. В результате чего. Были организованы визиты по обмену опытом между командами.
Отправить комментарий