День победы! Лев Лещенко. Дмитрий Тухманов
Вспоминая имя Владимира Константиновича
Никитина прежде всего на ум приходят его рекордные достижения. Самопожертвенный
труд при строительстве рекордных машин «Харьков» в 50-х, наставническая и
обучающая деятельность в ХАДИ в 60 – 80 х.
Наша школа - Лаборатория скоростных автомобилей имени Владимира Константиновича Никитина
Владимир Константинович был фронтовиком,
именно так в нашей стране уважительно называли людей, отвоевавших в Великую
Отечественную Войну.
По словам современников, товарищ Никитин,
не любил вспоминать о своем фронтовом прошлом. Поэтому приходится
довольствоваться крохами, просочившимися в интервью.
Решение пойти на войну было принято
самостоятельно.
Начиная с 1940 года, В.К. Никитин работал
водителем в Харьковском городском комитете партии, приятельствовал со вершите
власть-имущими.
Это сейчас, умение водить автомобиль
является естественным, таким же как умение плавать и кататься на велосипеде, а
в первой половине 20 века, навыки управления автомобилем были скорее редкостью,
чем данностью.
«По
признанию, самого Владимира Константиновича, когда в 1932 году пошёл в Красную
Армию, узнал, наконец, что собой представляет автомобиль. Руки сами собой
потянулись к мотору, к баранке.» - отрывок из книги «Скорость» Владимира
Захарова.
Из интервью Владимира Константиновича,
Юрию Гроту, корреспонденту газеты «Грани»: «С первых дней войны, автобазу
Харьковского горкома партии, на которой В. Никитин работал, водителем, перевели
на военное положение. Пришлось ему расстаться с поблескивающей глянцем «эмкой»
и пересесть на ЗИС-5. На рассвете 26 октября, когда на Холодной горе уже шла
перестрелка, кузов никитинского грузовика заполнили документами партийного
архива. Хорошо знакомая дорога до Купянска под непрерывными атаками немецких
«мессершмитов» и «фоккервульфов» стала для Никитина по сути, и первым фронтовым
рейсом.»
Человек на такой должности имел
возможность быть эвакуированным в тыл, и там на службе у партийных чиновников верой
и правдой служить своему народу.
По воспоминаниям сына, сам Никитин, как
человек честный и идеологически-преданный, очень нелицеприятно отзывался, о
поведении при эвакуации некоторых из своих руководителей. Он, отказался от
гарантированной эвакуации и ушёл на фронт добровольцем.
«…
его зачислили водителем в политуправление 38-й армии, так, что, начиная с
берегов Оскола начился его боевой шофёрский путь.»
Юрий Грот: «Тогда путь лежал на восток, а
от Волги на Запад. Ростов и Донбасс, Крым и Карпаты, Польша, Венгрия, Германия
и наконец Злата Прага. Быть может на огненных дорогах войны, под огнём врага и
родились его первые «рекорды». Сколько раз на головокружительной скорости
приходилось ему вести машину под пулями, полагаясь только на собственное умение
и мотор испытанного в боях автомобиля».
«Война
научила Никитина не только лихой езде на предельных скоростях, автослалому
среди воронок и разрывов. Все четыре военных года любознательный водитель жадно
изучал и нашу и зарубежную технику, сравнивал, оценивал, находил «узкие места»
Владимир Захаров: «Великолепный рассказчик,
Владимир Константинович, неохотно рассказывал о страшных годах войны. Ограничивался
лишь некоторыми фактами его ратной биографии. Харьков в сорок первом и
Салинград в сорок втором. С первого до последнего дня, Владимир
Константинович был участником сталинградской битвы».
Их анкеты в личном деле: В составе Красной
Армии В.К. Никитин освобождал Польшу, Румынию, Венгрию, Германию, Чехословакию.
Юрий Грот: "Радостный День Победы застал Никитина в горах Чехии. Грудь украшали:"
-
Орден «Славы III степени» Приказ №: 58/н от: 25.10.1944 ( Место службы: 242 оатб 4 УкрФ)
Оригинал изображения http://www.podvignaroda.mil.ru/?#id=1100234704&tab=navDetailManCard
-
Орден «Красной Звезды» Фронтовой приказ №: 174/н от: 07.06.1945 ( ВС 4 Украинского фронта)
Оригинал изображения http://www.podvignaroda.mil.ru/?#id=1100234704&tab=navDetailManCard
-
Медаль «За отвагу» 06.11.1943 ( Место службы: ЮФ, 4 УкрФ)
Оригинал изображения http://www.podvignaroda.mil.ru/?#id=1100234704&tab=navDetailManCard
-
Медаль «За Боевые Заслуги» Приказ 133/н от: 05.05.1944 (ВС 4 Украинского фронта)
-
Медаль «За оборону Сталинграда»
Демобилизовался в сентябре 1945 года. Имея
одно лёгкое ранение. Вернулся старшиной.
В октябре вернулся на работу в харьковскую
автобазу.
Из единственно интервью сына Никитина, Игоря:
«Тема Войны практически закрыта. Он очень
мало рассказывал о войне – не любил. То, что, когда-то рассказывал, когда я ещё
был маленькими, вызывало у меня нет не ужас, в отвращение. Вы Ремарка читали?
Вот примерно тоже самое, но, когда слушаешь это от человека, который все
перенёс все это видел, и который почти спокойно рассказывал о вещах почти не
совместимых с нормальным человеческим восприятием. Это нельзя назвать ужасом,
это брезгливость по отношению к войне как к таковой.»
Торжественное открытие памятника рекордсмену мира, заслуженному мастеру автомобильного спорта В. К. Никитину
Из воспоминаний «детей», так называют
студентов, обучающихся в Лаборатории Скоростных Автомобилей под руководством
«Шефа» - Владимира Константиновича Никитина:
«… Шеф рассказывал, как прикуриватели
шофера на фронте. Брали проволочку, накручивали на её кончик ватку, окунали в
бензобак. Далее снимали крышку «трамблёра» и добывали искру.» Сами понимаете, сухие,
не отсыревшие спички, как и спички вообще, как таковые были дефицитом. Пожалуй
– это единственная история, которую передали «дети» со слов Никитина.
И ещё маленький стришок к биографии Владимира
Константиновича.
По воспоминаниям современников: Есть такое
устоявшееся выражение «фронтовые сто грамм». Никитин, которого мы, из различных
воспоминаний, знаем начиная с 1959 года, алкоголь не употреблял вообще. Со слов
самого Владимира, был единственный случай, когда перед боем он поддался
традиции и выпил. По его собственным словам, закончилось все не очень хорошо. С
тех пор только употреблял только чай.
Это всего лишь крохи из биографии, но
проанализировав их, можно судить о масштабе личности и твёрдости характера, Человека,
пришедшего в автоспорт, без малого в сорок лет, и достигшего мирового признания
в своей деятельности.
2 комментария:
Без прошлого нет будущего!
Сегодня, среди молодёжи очень сильны революционные и милитаристские настроения. Происходит это, на мой взгляд, во многом и по тому, что в мировосприятие многих людей потеряна связь между прошлым и настоящим, отсутствует историческая память, и самоидентификация как представителя определенного рода, общества, гражданина. И происходит, это не только из-за низкого уровня образования, который обеспечивают общеобразовательные школы в Украине, но и по тому, что в стране, к сожалению, нет четкой программы исторически-патриотического воспитания, которую бы поддерживали и популяризировали средства массовой информации. Последние, освободившись от цензуры советского времени, к сожалению, сфокусировались только на трагических и скорбных аспектах нашей истории. Забывая при этом, что подрастающим поколениям нужны герои, которые должны становится примерами для подражания. Забывая о подвигах и достижениях своего народа, мы лишаем себя основ для возникновения патриотизма и гордости за свою Родину.
Поразительно но, сравнивая события, которые происходили в Киеве в преддверии окончания Первой мировой войны, и события начала этого года, создается впечатление, что во многом они реализовывались по одному и тому же сценарию. К сожалению, современники, зачастую забывают о страшных исторических уроках, вновь наступая на старые грабли и совершая, подчас, всё те же, что и предшественники, ужасающие ошибки…
Благодарю @Манюк Михайловна Яна за поддержку =)
https://provse.kh.ua/2018/06/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BD-%D0%BB%D1%8E%D0%BA%D1%81-%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8C-2018/
Отправить комментарий