Избранное сообщение

Победа!!! Shell eco-marathon 2016

Мы победили все обстоятельства!  И пусть это не победа в абсолютном зачёте Марафона, но это 100% победа над собой! Победа над обстоятельс...

пятница, 9 мая 2014 г.

Никитин Владимир Константинович – герой следующих поколений!

День победы! Лев Лещенко. Дмитрий Тухманов


Вспоминая имя Владимира Константиновича Никитина прежде всего на ум приходят его рекордные достижения. Самопожертвенный труд при строительстве рекордных машин «Харьков» в 50-х, наставническая и обучающая деятельность в ХАДИ в 60 – 80 х.

Наша школа - Лаборатория скоростных автомобилей имени Владимира Константиновича Никитина


Владимир Константинович был фронтовиком, именно так в нашей стране уважительно называли людей, отвоевавших в Великую Отечественную Войну.

Владимир Константинович, в ленте с наградами, выступает перед участниками мотокроса, г. Харьков

По словам современников, товарищ Никитин, не любил вспоминать о своем фронтовом прошлом. Поэтому приходится довольствоваться крохами, просочившимися в интервью.
Решение пойти на войну было принято самостоятельно.

Начиная с 1940 года, В.К. Никитин работал водителем в Харьковском городском комитете партии, приятельствовал со вершите власть-имущими. 

Это сейчас, умение водить автомобиль является естественным, таким же как умение плавать и кататься на велосипеде, а в первой половине 20 века, навыки управления автомобилем были скорее редкостью, чем данностью.

«По признанию, самого Владимира Константиновича, когда в 1932 году пошёл в Красную Армию, узнал, наконец, что собой представляет автомобиль. Руки сами собой потянулись к мотору, к баранке.» - отрывок из книги «Скорость» Владимира Захарова.

Из интервью Владимира Константиновича, Юрию Гроту, корреспонденту газеты «Грани»: «С первых дней войны, автобазу Харьковского горкома партии, на которой В. Никитин работал, водителем, перевели на военное положение. Пришлось ему расстаться с поблескивающей глянцем «эмкой» и пересесть на ЗИС-5. На рассвете 26 октября, когда на Холодной горе уже шла перестрелка, кузов никитинского грузовика заполнили документами партийного архива. Хорошо знакомая дорога до Купянска под непрерывными атаками немецких «мессершмитов» и «фоккервульфов» стала для Никитина по сути, и первым фронтовым рейсом.»

Человек на такой должности имел возможность быть эвакуированным в тыл, и там на службе у партийных чиновников верой и правдой служить своему народу.
По воспоминаниям сына, сам Никитин, как человек честный и идеологически-преданный, очень нелицеприятно отзывался, о поведении при эвакуации некоторых из своих руководителей. Он, отказался от гарантированной эвакуации и ушёл на фронт добровольцем.
 «… его зачислили водителем в политуправление 38-й армии, так, что, начиная с берегов Оскола начился его боевой шофёрский путь.»

Юрий Грот: «Тогда путь лежал на восток, а от Волги на Запад. Ростов и Донбасс, Крым и Карпаты, Польша, Венгрия, Германия и наконец Злата Прага. Быть может на огненных дорогах войны, под огнём врага и родились его первые «рекорды». Сколько раз на головокружительной скорости приходилось ему вести машину под пулями, полагаясь только на собственное умение и мотор испытанного в боях автомобиля».
 «Война научила Никитина не только лихой езде на предельных скоростях, автослалому среди воронок и разрывов. Все четыре военных года любознательный водитель жадно изучал и нашу и зарубежную технику, сравнивал, оценивал, находил «узкие места»

Владимир Захаров: «Великолепный рассказчик, Владимир Константинович, неохотно рассказывал о страшных годах войны. Ограничивался лишь некоторыми фактами его ратной биографии. Харьков в сорок первом и Салинград в сорок втором. С первого до последнего дня, Владимир Константинович был участником сталинградской битвы».

Их анкеты в личном деле: В составе Красной Армии В.К. Никитин освобождал Польшу, Румынию, Венгрию, Германию, Чехословакию.




Юрий Грот: "Радостный День Победы застал Никитина в горах Чехии. Грудь украшали:"

 - Орден «Славы III степени» Приказ №: 58/н от: 25.10.1944  (Место службы: 242 оатб 4 УкрФ)


- Орден «Красной Звезды» Фронтовой приказ №: 174/н от: 07.06.1945 ( ВС 4 Украинского фронта)


 - Медаль «За отвагу» 06.11.1943 (Место службы: ЮФ, 4 УкрФ)



 - Медаль «За Боевые Заслуги» Приказ 133/н от: 05.05.1944  (ВС 4 Украинского фронта)


 - Медаль «За оборону Сталинграда»

Демобилизовался в сентябре 1945 года. Имея одно лёгкое ранение. Вернулся старшиной.
В октябре вернулся на работу в харьковскую автобазу.

Из единственно интервью сына Никитина, Максима:
«Тема Войны практически закрыта. Он очень мало рассказывал о войне – не любил. То, что, когда-то рассказывал, когда я ещё был маленькими, вызывало у меня нет не ужас, в отвращение. Вы Ремарка читали? Вот примерно тоже самое, но, когда слушаешь это от человека, который все перенёс все это видел, и который почти спокойно рассказывал о вещах почти не совместимых с нормальным человеческим восприятием. Это нельзя назвать ужасом, это брезгливость по отношению к войне как к таковой.»

Торжественное открытие памятника рекордсмену мира, заслуженному мастеру автомобильного спорта В. К. Никитину


Из воспоминаний «детей», так называют студентов, обучающихся в Лаборатории Скоростных Автомобилей под руководством «Шефа» - Владимира Константиновича Никитина:
«… Шеф рассказывал, как прикуриватели шофера на фронте. Брали проволочку, накручивали на её кончик ватку, окунали в бензобак. Далее снимали крышку «трамблёра» и добывали искру.» Сами понимаете, сухие, не отсыревшие спички, как и спички вообще, как таковые были дефицитом. Пожалуй – это единственная история, которую передали «дети» со слов Никитина.

И ещё маленький стришок к биографии Владимира Константиновича.

По воспоминаниям современников: Есть такое устоявшееся выражение «фронтовые сто грамм». Никитин, которого мы, из различных воспоминаний, знаем начиная с 1959 года, алкоголь не употреблял вообще. Со слов самого Владимира, был единственный случай, когда перед боем он поддался традиции и выпил. По его собственным словам, закончилось все не очень хорошо. С тех пор только употреблял только чай.


Это всего лишь крохи из биографии, но проанализировав их, можно судить о масштабе личности и твёрдости характера, Человека, пришедшего в автоспорт, без малого в сорок лет, и достигшего мирового признания в своей деятельности.

1 комментарий:

Чернышёв комментирует...

Без прошлого нет будущего!

Сегодня, среди молодёжи очень сильны революционные и милитаристские настроения. Происходит это, на мой взгляд, во многом и по тому, что в мировосприятие многих людей потеряна связь между прошлым и настоящим, отсутствует историческая память, и самоидентификация как представителя определенного рода, общества, гражданина. И происходит, это не только из-за низкого уровня образования, который обеспечивают общеобразовательные школы в Украине, но и по тому, что в стране, к сожалению, нет четкой программы исторически-патриотического воспитания, которую бы поддерживали и популяризировали средства массовой информации. Последние, освободившись от цензуры советского времени, к сожалению, сфокусировались только на трагических и скорбных аспектах нашей истории. Забывая при этом, что подрастающим поколениям нужны герои, которые должны становится примерами для подражания. Забывая о подвигах и достижениях своего народа, мы лишаем себя основ для возникновения патриотизма и гордости за свою Родину.

Поразительно но, сравнивая события, которые происходили в Киеве в преддверии окончания Первой мировой войны, и события начала этого года, создается впечатление, что во многом они реализовывались по одному и тому же сценарию. К сожалению, современники, зачастую забывают о страшных исторических уроках, вновь наступая на старые грабли и совершая, подчас, всё те же, что и предшественники, ужасающие ошибки…

Популярные сообщения