15 июля 2011 года в честь столетнего юбилея состоялось торжественное открытие надгробного памятника Рекордсмену мира, Рекордсмену СССР, Заслуженному мастеру спорта, ветерану Великой Отечественной Войны, наставнику многих поколений автомобильных инженеров Владимиру Константиновичу Никитину. Награждённому за защиту нашей Родины, десятью правительственными наградами, в частности орденом «Славы» третьей степени; за профессиональное занятие автомобильным спортом: 37 различными почётными знаками и медалями, 116 различными дипломами и грамотами.
Церемония состоялась на кладбище № 13. Сбор участников в 10-00 в холле главного корпуса Харьковского национального автомобильно-дорожного университета (ХНАДУ - "ХАДИ"), по адресу ул. Петровского, 25.
Репортаж с места события:
В частности автомобиль «Харьков 5» созданный В.К. Никитиным в 1951 впервые в СССР достиг скорости свыше 200 км/ч, тем самым превысив до сих пор не превзойденный официальный рекорд, установленный ещё в дореволюционной России.
Интервью В.К. Никитина
Д/ф "Скорость"
«Харьков 6» - в декабре 1953 года улучшил абсолютный рекорд скорости Советского Союза сразу на 50 км/ч, в истории отечественного рекордного автоспорта это самое высокое превышение абсолютного рекорда скорости, также на этом автомобиле была достигнута наивысшая скорость на дорогах общего пользования в СССР – 280,2 км/ч.
Отрывок из д/ф фильм "Атака на скорость" расказывающий об автомобильном творчести харьковскх энтузиастов
«ХАДИ 3» построенный под руководством Владимира Константиновича, занесен к Книгу рекордов Гинесса: «как самый маленький рекодно-гоночный автомобиль в мире!»
«ХАДИ 3» построенный под руководством Владимира Константиновича, занесен к Книгу рекордов Гинесса: «как самый маленький рекодно-гоночный автомобиль в мире!»
«ХАДИ 11Э» - являлся первым в Советском Союзе рекордным электромобилем, судьба автомобиля «ХАДИ 9», расчётная скорость - 1200 км/ч, послужила сценарием для художественного фильма «Скорость» снятого на «Ленфильме» в 1982 году. «ХАДИ 7» с газотурбинным двигателем смог достичь в 1968 году скорости 400 км/ч.
Фотографии с места события
Сегодня дело Владимира Константиновича Никитина живёт и развивается. В лаборатории скоростных автомобилей ХНАДУ ежегодно появляетюся новые поколения студентов, которые на примере великих личностей познают азы автомобильного спорта.
Дополнительная информация на сайте ЛСА : www.lsa.net.ua
Контакты :
Инженер ЛСА Чернышёв А.А, (057) 707 37 28
e-mail: oleksandr_chernyshov@ukr.net ;
4 комментария:
Публикации в СМИ:
- АТН
http://atn.kharkov.ua/newsread.php?id=62390
- Медиапорт
http://www.mediaport.ua/news/city/77757/rekordyi_hadi_i_vladimira_nikitina_
- Бардачок
http://www.youtube.com/watch?v=rGDjcAFJwf0
- Автоспорт Харьков
http://www.youtube.com/watch?v=rGDjcAFJwf0
- Объектив
http://www.objectiv.tv/150711/58339.html
- Харьков форум
http://www.kharkovforum.com/showthread.php?t=1704382
В 50-х спортсмены- самоделкины, а других просто не было в СССР применяли узлы и агрегаты от "Победы" строя уникальные гоночные автомобили. Причем не только на уровне всевозможных гаражей и автобаз, но и представители крупных заводов. Позднее их эстафету подхватили и студенты Харьковского автомобильно-дорожного университета под руководством В.К. Никитина.
Был поднят вопрос, а зачем все эти рекорды и достижения были нужны, кому все это нужно и каковы практические, прикладные плоды такой деятельности?
Все зависит от временного периода и от страны конечно. Вопрос я так понимаю об СССР.
В 30-е годы в СССР был оглашён курс на механизацию. И по аналогию с хорошо зарекомендовавшим себя ОСОАВИАХИМ-ом стали массово организовываться технические секции, стране были нужны технически грамотные люди. Т.к. советская авто/мото, не производила достаточно техники, что бы обеспечить всех желающих, то курс был взят на поддержку самоделкиных.
В период с 45-по 60 –тые. Осознав уроки войны, молодежь активно призывали заниматься военно-прикладными техническими видами спорта. Мото производство, уже более менее вышло на массовое производство, а вот авто еще нет. И опять таки курс на поощрение самодеятельности. Рекордные заезды, как ответвление от линейных гонок, а когда наши спортсмены стали показывать рекорды в своем классе выше мировых достижений, эти энтузиасты стали положительным примером и активно использовались в пропаганде увлечения техникой.
А вот с 70-х советская автопромышленность стала обеспечивать всех желающим всем необходимым. Да и с 60-х советский массовые автомобили участвовали в международных соревнованиях наряду с мировыми брендами, а это круче для рекламы и пропаганды. Да и спорт, по настоящему стал массовым, любители - раллисты как доп соревнование, к примеру подтягивались, метали гранату, из мелкашки стреляли – задача была решена.
И – иииииии рекордные заезды, стали быть нужны только их участникам…
Гос программы Догнать и перегнать, да и лозунга такого, как я понимаю, тогда уже не было.
Но!
Перефразировав доктора Ватсона, могу сказать: «Как скучно было бы жить в мире, в котором не было бы таких энтузиастов - романтиков, как Никитин, Лорент, Тихомиров, Саломатов и прочие.»
А плюсы от их деятельности были еще какие – спортивная секция, как любят говорить ее выпускники: «Вливала бензин в кровь»
Резюмирую, очень трудно, сказать какие технологии получились благодаря этой гос. Программе, по тому, как она не прямого действия. Это как система образования, какие полезные технологии она дает??? Зато люди, получившие образование способны делать открытия, достижения, научные прорывы.
Из того, что сразу пришло на ум, ГАЗовский гонщик Метелев после оканчания на заводе спортивной программы, всю жизнь работал испытателем новых автомобилей. Это плод?
Ученик Владимира Константиновича Никитина, один из инициаторов открытия мемориальной доски в ХНАДУ, Виктор Алексеевич Поваров, делится воспоминаниями:
В ХАДИ я пришел в 1962-ом году, закончил в декабре 1967 года, учились мы тогда 5 лет и 4 месяца.
До армии я хорошо ездил в мотокроссе. В спортивном клубе армии нам, солдатам, ездить не давали, в основном, мы обслуживали технику. После службы меня забирали в Киевский авто-дорожный, я же рядом служил, но я решил поехать в Харьков, потому что слышал, что там есть Никитин! Ну, там какая-то статья вышла, то да сё, так я познакомился с «Дедушкой» - с Никитиным.
Занятия в институте имели больше практический уклон. Руководство ВУЗа понимало, куда тянуться люди – к спортивным машинам. В этом видели огромную перспективу для воспитания молодежи. А в ХАДИ, с ними работает не кто-нибудь, а заслуженный мастер спорта, Владимир Константинович Никитин - рекордсмен, который закатывает рукава и своими руками режет, точит, пилит, варит, и из этого получаются рекорды. С ним ещё работало два толковых инженера Владимир Капшеев и Теодор Утемов. Конечно, работа экспериментальной группы была связана с затратами, которые тогдашний ректор Борис Владимирович Решетников нёс спокойно.
Когда я пришел в институт, в мото-секции ХАДИ занималось, наверное, студентов пятнадцать. Два действующих мастера: спорта Кудрявцев Василий Иванович, в классе 350 он ездил.
Мы взяли, при помощи Бориса Владимировича Решетникова, списанный в автобусном парке большой алюминиевый ЗИС 155, назвали его Поларис. Привели в порядок. Большой багажник на верх сварили. Ректор всегда был на нашей стороне, помогал бензином. Автобус надо? Берите, езжайте куда угодно, в Москву надо - пожалуйста, в Краснодон - пожалуйста, и мы ездили довольно много, секция сильная у нас была. Мы даже проводили между факультетами открытое первенство ХАДИ по мото-спорту. Трасса была прямо в центре, за общежитием дорожников, на Студенческой. Весь город съезжался, все, кто тяготел к мотоспорту. Соревновались, в основном, автомобилисты и дорожники. Дорожники были тогда самые сильные, мы с Женей Ляховым постоянно у всех выигрывали.
Секция была под крылом Владимира Константиновича. Очень коммуникабельный человек, он всех студентов мог обласкать, занять, дать работу. Иногда какую-то подработку возьмет, машинку какую- нибудь. Мы её раз подтерли, подкрасили, подрехтовали. Никитин её задул, вернули авто, а денежку полученную, он нам всю раздавал. Мы же студенческий коллектив, он понимал, как тяжело нам жить. Тогда стипендия маленькая была - 29 рублей, попробуй на них прожить.
«Дедушка» нам всегда помогал, старался по-отечески относиться, а мы его не подводили. Когда выходил новый автомобиль мы в лаборатории дневали и ночевали. Ректор видел это, видел, что к Никитину тянуться студенты, что лаборатория работает, что она всегда наполнена, и это не пустой звук, это не только сотрудники, но и студенты, мотоциклисты, все мы там, все туда стремятся. Борис Владимирович бывал в лаборатории довольно часто. Он принимал самое активное участие в ежедневной жизни лаборатории. Какие бы не посещали наш институт делегации, ректор всегда приводил их в лабораторию, показывал что сделано, что делаем, что там у нас на стапеле, что мы дальше будем делать, Борис Владимирович был всегда в теме.
Продолжение:
Сильная личность, хороший человек, Владимир Константинович Никитин, ко всему относился серьезно, с ним можно было говорить о чем угодно, много рассказывал о войне. В моторостроении он, конечно, был дока - смелый и опытный конструктор.
Никитин - это величина! А мы все вокруг Никитина, таких успехов, которых добился он на спортивной арене, нам и не снились.
Тематика его работы совпадала с видением проблематики института, с учебным процессом, занятостью студентов в проектно-конструкторском бюро, это давало Никитину возможность держать лабораторию на первых ролях в вузе..
ХАДИ тогда был лучшим, по наполнению учёными, авто-дорожным вузом того времени. Борис Владимирович Решетников собрал замечательных ученых среди дорожников, я ведь дорожный факультет заканчивал, это и Александр Константинович Бируля, до сих пор не превзойдённый, это и профессор Калужский, профессор Российский, профессор Волков. Было время единого министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог.
И кроме этих ученых в институте есть еще рекордсмен Никитин, студенческое проектно-конструкторское бюро, которое строит автомобили, устанавливающие рекорды скорости, причём выше мировых.
Вот это всё и создавало ХАДИ имя.
К вопросу увековечения памяти, я отношусь достаточно прозаично: я есть на этом свете, есть мой жизненный путь, на котором, был такой великий человек- Владимир Константинович Никитин, это мой долг. Никитин - это был идол, человек которому мы все поклонялись, заслуженный мастер спорта, рекордсмен, человек с таким крепким характером. С точки зрения воспитания, Никитин – это профессор своего дела, сколько людей он инфицировал бациллой автоспорта! Люди, прошедшие его школу, они все деятельные, они не будут просто так на работе сидеть, "ни рыба, ни мясо", штаны просиживать, им Дело нужно…
Май 2018 года.
Отправить комментарий