Избранное сообщение

Победа!!! Shell eco-marathon 2016

Мы победили все обстоятельства!  И пусть это не победа в абсолютном зачёте Марафона, но это 100% победа над собой! Победа над обстоятельс...

четверг, 26 июня 2014 г.

Авто и Сервис о Shell eco-marathon 2014



№ 12 от 28 июня 2014 года. www.autoservice.org

Вот уже четвёртый раз подряд, команда Харьковского национального автомобильно-дорожного университета «ЛСА ХАДИ АИС» принимает участие в международных студенческих соревнованиях «Shell eco-marathon», которые в этом году проходили по городской трассе города Роттердам, проложенной вдоль арены Ahoy.  Сейчас, когда команда уже вернулась с соревнований и чемоданы разобраны, доклады сделаны, самое время остановиться на воспоминаниях и рассказать чем же запомнились для нашей команды соревнования 2014 года.
Минуя долгие суетные сборы, команда «ЛСА ХАДИ АИС» выехала из Харькова почти в 2-00 утра. Так могла бы начинаться история нашего путешествия, но началась она намного раньше.
 Праздник «большой гайки» наступил у нас более чем за неделю до выезда, ровно с майских праздников. Счет начал идти не на дни, а на часы. К определённому времени выезда нужно было успеть подготовить автомобиль, натренировать пилотов, установить багажник на крышу автомобиля-транспортёра -Renault Trafic.
 За несколько дней до выезда мы организовали тренировочные заезды для наших пилотов, в качестве трек решили использовать, незадействованную в будние дни, парковочную площадку перед стадионом «Металлист». Конечно, это место мало походит на реальную трассу проведения соревнований, протестировать на ней автомобиль и натренировать пилотов на ней невозможно, но освоить «взлёт-посадку», как говорят авиаторы, нам удалось.
 Следом за тренировкой последовала разборка экомобиля, устранение причин появления неисправностей, проверка его частей и агрегатов на готовность к соревнованию и окончательная сборка.  Этому посвятили практически все имеющееся время, вплоть до дня выезда на соревнования.
Что касается меня, то всю дорогу я провёл во сне. Не знаю сколько раз мы останавливались, но в сознание я возвращался ненадолго. Проснулся я уже на последней заправке в Украине. Мы заправлялись, баловались кофе и круассанами, моросил мерзкий дождик.
 На границу прибыли уже затемно. Как-то незаметно для себя, мы без особых проблем и проволочек прошли таможенный и паспортный контроль и выехали из Украины. И тут началось, на польской таможне к нам пригласили более опытного офицера, перво-наперво у нас попросили документы на экомобиль и карнет АТА временного ввоза товара. Конечно, за 4 года участия в международных соревнованиях, мы слышали о таком документе, и каждый раз пытались оформить его в  Харькове, но так и не смогли. Мы всячески пытались объяснить и рассказать нашу ситуацию, но всё было безрезультатно, вопросы переадресовывались к начальнику смены, а он категорически настаивал на карнете. Когда разговор перешёл уже на повышенные тона, предпочли извиниться и временно отступить. Тем временем, дождь из гадкой мороси перерос в настоящий ливень.
 Мы вернулись все на ту же автомобильную заправку, где за чашечкой кофе провели совещание и выработали план дальнейших действий: нам нужна была оргтехника и интернет. Приняли решение вернуться во Львов, а было меж тем уже 2 часа ночи, разместив ночевать часть людей в гостинице, часть в автобусе, договорились собраться в восемь утра в холле гостиницы.
В начале девятого мы уже обзванивали знакомых и всяческие службы, способные помочь в нашей ситуации. И выход нашёлся среди знакомых. Так мы оказались во Львовской торгово-промышленной палате, где уже на следующий день нам «не задорого» пообещали выдать необходимые документы.
Оформленный карнет тут же сделал из маленького «легкового микроавтобуса» грузовой автомобиль, и мы угодили в вереницу грузовиков, сначала на родном, украинском таможенном контроле, а после и у братьев польских. Все процедуры оформления заняли чуть более 6 часов, но все прошло строго, согласно букве и ноте закона и порядку в очереди.
Так мы очутились в Польше. Отметив это событие радужными возгласами, двинулись в путь, экономя время на всём, чем только можно, команда всё-таки не отказывала себе в удовольствии размяться на автозаправке и выпить чашечку кофе раз в три, а то и четыре часа езды.  Наш водитель, постепенно пошёл на свой персональный рекорд, по одновременно пройденной дистанции, так сказать в один присест. Дорога была ровной и казалась монотонной. Водитель потихоньку засыпал, но от идеи доехать в один присест прям до Роттердама, мы так и не отказались. К трем утра следующего дня, мы благополучно улеглись спать в кемпинге в парке Ахой, города Роттердам, что бы уже в 8-00 приступить к прохождению технической комиссии, необходимой для допуска автомобиля и команды, соответственно, к соревнованиям.
Предыдущий опыт показывает, что как ни готовься загодя к прохождению технической комиссии, а попотеть всё равно придётся. И вроде бы всё готово, вот только, Shell eco-marathon- это живой организм, конечно, в самом соревновании есть уже сладившиеся традиционные правила, но организаторы очень быстро реагируют на любые гоночные инциденты, анализируют их, давая им оценку. Таким вот образом, из года в год появляются всё новые правила и требования, да что-там из года в год, изо дня в день соревнований, каждое утро на традиционном брифинге в 8-00 что – нибудь новое да расскажут, уж что-нибудь новое да придумают.
Вот так и мы, традиционно угрохали на прохождение технического контроля целый день, и вроде все по – мелочи. Там тормоза подтянуть, чтобы пройти контроль-тест на наклонной поверхности, там отпилить от кокпита крепление ручки управления дроссельной заслонки, которую вроде бы давно уже не используем, вот только ремонтировать её дома, уже третий год просто рука не подымалась, а тут на глазах у всей Европы, ножовку в руки и мгновенно демонтировали. Видите ли в этом году её признали небезопасной для пилота…
 Вот собственно так и день прошёл, то туда побежали, то сюда побежали, то там что-то подкрутили, то там что- то протёрли. Но главное прошли техком, а значит завтра можно выезжать на трассу для тренировок и зачетных попыток!
Два последних дня соревнований выдались просто гипер насыщенными на события. В нашем расписании в эти дни были запланированы 4 попытки на установление рекорда, по 2 на каждый день. Но судьба, как известно, имеет чувство юмора, в общем, в эти дни всё шло не по плану. Мы целый год строили мотор, просчитали и изготовили новую систему впуска, корпели у стенда, отстраивая работу форсунки и, кажется, уже натренировались и разобрались во всем на 100%, но началось что-то необъяснимое. Двигатель упорно отказывался заводиться, одна, две попытки и, меняем кик-стартер. Конечно, у нас были запасные, но и они быстро закончились. Выдвигались и воплощались порой самые неимоверные теории. Временами мы добивались успеха, и у нас таки была реализована одна попытка установить рекорд.
Выход был только один: ставить новый, запасной карбюраторный мотор, чем мы без промедлений и занялись. Увы, как не старались успеть, но на вторую попытку опоздали. И пришлось нам ехать на тренировочную площадку, обкатывать мотор и инструктировать пилотов, как обращаться с автомобилем в новом карбюраторном варианте. Так незаметно настала темнота, а след за ней и двенадцать пополуночи.
Чтобы попытаться реализовать все 3 попытки мы заняли очередь с самого утра. Пилоты и лидеры команд еще шли на брифинг, а наш автомобиль уже стоял в очереди на старт, справедливости ради, хочется заметить, что он был там не один. 
Добрались до предстартового техкома, и тут, технический инспектор, заправляющий наш автомобиль, обратил внимание на то, что разняться данные о емкости бака между теми, что у него есть в базе технической комиссии и реальными показателями, да и автомобиль стал карбюраторным, а не со впрыском топлива. Мы честно признались, что поменяли мотор. Поменяли мотор, протянул он, явно удовлетворившись ответом, тогда будьте добры пройдите заново техническую инспекцию. И мы побежали искать возможность прохождения технической инспекции, потому, как закрылась она ещё вчера.
Инспектора мы нашли, тут же оказалось, что начиная с 2010 года, когда мы последний раз использовали карбюратор, тех-требования изменились и нам необходимо переделать обратку в бак, точнее перенести её из пробки заливной горловины под бак. Пробежав по соседям, мы нашли необходимый нам тройничок и проблема была оперативно решена.
Прикатив автомобиль на старт, снова отстояли в очереди и таки стартовали! Автомобиль шёл секунда в секунду, но после шестого круга пропал из видимости. 
Найдя автомобиль на одном из постов, мы поспешили занять вместе с ним очередь и ремонтироваться уже в процессе движения по ней. Оказалось, что при изменённой системе сброса избыточного давления топлива обратно в бак, в народе именуемого «обраткой», насосу легче качать по кругу, не подавая топливо двигателю. Изменив сечение одного из патрубков, мы вышли из этой ситуации, и тут же уже необходимо было спускать автомобиль, прогревать двигатель и готовиться обратно к старту. 
ХАДИ 34 уверенно стартовал, четко секунду в секунду он двигался по трассе, но как и ранее вновь не вернулся с шестого круга, на сей раз не выдержала покрышка, примечательно, что остановился он у того же поста, что и примерно час назад. Судьи узнали нашего пилота и угостили его пирожком. Тем временем, время отводимое организаторами для заездов автомобилей нашего класса необратимо заканчивалось, и стартовать заново, мы уже не успели. Вот так и получилось, что мы остались с одной не реализованной попыткой и кучей не реализованных амбиций.
Организаторы добродушно улыбались и подбадривали нашу команду, дескать не расстраивайтесь, повезёт в следующем году. Конечно, им легко так говорить, они же не готовились целый год и не проехали практически всю Европу ради этих соревнований…
Но соревнования остаются соревнованиями, жизнь, есть жизнь. Увы и ах, но что- то украинцам не везёт в этом году…
Подытоживая, хочу сказать, что результат команды ЛСА ХАДИ АИС в Shell eco-marathonе-2014 стопроцентно положительный, т.к. само участие украинской команды в соревнованиях этого года вызвало положительное удивление у многих команд =). Мы все же сделали это, и команда ЛСА ХАДИ АИС, стартовала в этих соревнованиях и достойно представила на них Украину! И делали мы это в большей своей части вопреки обстоятельствам: украинской действительности, отсутствию финансирования, таможенным неурядицам из-за которых опоздали на соревнования практически на 3 дня и оказались в роли догоняющих. Команда работала быстро и самоотверженно, но видимо все эти факторы и какая-то доля невезения и сыграли с нами злую шутку. Схода из - за прокола колеса, никто и предвидеть не мог, как никто  предвидеть не мог того, что у нас останется одна нереализованная попытка установить рекорд. В такие моменты, как с колесом или с растянувшимся ремнём, начинаешь невольно "кусать себя за локти" и задумываться о систематическом финансировании, ведь правильнее, надеяться на результат, когда приезжаешь на всем новом.
Но главное, это то, что мы своим собственным примером доказали, что украинцы не сдаются в любых обстоятельствах и всегда сражаются до последнего! А на самом соревновании, мы, неожиданно для себя, оказались своеобразным таким русскоговорящим центром, к которому все приходили за советом, помощью, запчастями, да и просто пообщаться.
Вот такими запомнятся нам соревнования Shell eco-marathon 2014 года, легкими ну это как посмотреть, успешными – стопроцентно да!

Комментариев нет:

Популярные сообщения