Сегодня день встречи выпускников ХНАДУ (Харьковский национальный автомобильно дорожный университет), ХГАДТУ ( Харьковский государственный автомобильно дорожный технический университет) ну или попросту ХАДИ (Харьковский автомобильно дорожный институт), как мы его привыкли называть. Как обычно в дни открытого посещения нашего университета я «несу вахту» в Лаборатории. Экскурсия следуют одна за одной, но разнообразностью вопросов они не отличаются. Признаться честно, за все те девять лет, которые мне посчастливилось вести экскурсии в лаборатории у меня уже сформировался рейтинг самых задаваемых вопросов, думаю, пришло время ответить на них письменно. А также рассказать интересные истории, которые вряд ли когда-нибудь войдут в официальные издания. Мои источники - люди, которые непосредственно принимали участия в описанных событиях. Да понятно, что правда у всех своя и у всех разная, главное, что все они рассказывают об одном – о той уникальной атмосфере, котороя царит в этих стенах.
Итак, если верить официальной статистике, начнём мою, как минимум 469 по счёту экскурсию.
Посему ЛСА? Как расшифровывается?
ЛСА - Лаборатория Скоростных Автомобилей.имени Владимира Константиновича Никитина
Да, быть может немного не современное название, но все в угоду времени Лаборатория Скоростных Автомобилей долгое время существовала на таком автогиганте как ЗИЛ, вот только работали в ней отнюдь не студенты –энтузиасты.
Оговорюсь сразу у нас не музей, а действующая лаборатория, наш выставочный зал можно условно разбить на выставочную зону – она устелена плиткой в цвет шахматного поля и зону технического обслуживания гоночных автомобилей – там сплошная серость.
Об основателе:
В Харьковский автомобильно – дорожный институт Владимир Константинович пришёл, уже как известный автомобильный конструктор и спортсмен. За его плечами было создание шести автомобилей серии «ХАРЬКОВ». По сути, каждый из этих автомобилей являлся плодом глубокой модернизации предшественника, ну или базировался на наиболее ‘удачных’ узлах и агрегатах оного, если хотите. Вот так и пришёл в 1959 году г-н Никитин в ХАДИ готовить к соревнованиям автомобиль «ХАРЬКОВ 6».
В 2011 году Владимиру Константиновичуисполнилось бы 100 лет, этому событию была приурочена встреча выпусников лаборатории - "детей подворотни", как ласково сами себя назвали участники этого события. Собралось более 50-ти человек. Много это или мало, не знаю. Лично меня это заставило задуматься, а сколько людей вспомнят вообще о моём существовании, когда у меня тоже будет подобный юбилей...
Уголок Никитина
Но первый автомобиль под названием «ХАДИ 1» появился гораздо раньше. В 1953 году, он уже участвовал в линейных гонках и заездах на установление рекорда скорости. Авторство проекта принадлежит студенту Льву Кононову. Тому самому человеку, за которым автомобильные историки признают авторство первого советского гоночного автомобиля «карт». Другим эпицентром зарождения картинга в СССР считается Харьковский дворец пионеров, где с конца 1960 года успешно действовала картинговая секция под руководством Виталия Енина и Эдуарда Костенко. В основном, из дворца пионеров и картинг секций и появлялись в лаборатории новые и новые поколения увлеченных мальчишек. Да и сам Владимир Константинович был частым гостем в школьных классах и технических секциях с рассказами о советских и международных достижениях в скорости, кадрами из фильма «Однажды в пятницу».
Вид из окон выставочного зала – внутренний двор института образца 1953 года. Сейчас, как и тогда, это первая дорожка для испытаний. Когда как, когда нового автомобиля, а когда и самого пилота, за рулём карта.
Внутренний двор института 1953г. - автомобиль "ХАДИ 1", Лев Конанов
В этих стенах лаборатория размещается начиная с 1973 года когда она перешла в состав кафедры автомобилей, а до этого момента производственные мощности лаборатории находились вот за этими окнами, наше подразделение находилось в составе кафедры технической эксплуатации и сервиса автомобилей ХАДИ.
О нашей лаборатории, этих стенах, людях, которые в них работали, автомобилях, которые они создавали, писателем В.М. Захаровым Написан целый ряд художественных книг: «Эти быстрые автомобили», «Всего один километр», «Атака на скорость», «Скорость».
Чем вы здесь занимаетесь?
Созданием скоростных и рекордных автомобилей.
Основной движущей силой в этих стенах являлись студенты. И занимались они тем, чем им было интересно.
С момента создания нашей лаборатории и по конец восьмидесятых основным занятием лаборатории было создание автомобилей для установления рекордов скорости в конкретных классах.
В 50-60 годы это были автомобили с двигателями работающими на спирте , потом в конце 60-х появилась "ХАДИ 7" с газотурбинным двигателем, скорость которой доходила до в 400 км/ч. и это в конце 60-х!!! Затем, начались работы по созданию автомобиля для установления абсолютного рекорда скорости "ХАДИ 9" - там уже был применён турбореактивный двигатель от самолёта МИГ- 19. Расчетная скорость - 1200 км/ч.
Затем, пришло другое поколение студентов, которому были интересны рекордно-гоночные электромобили так появились автомобили "ХАДИ 11Э", "ХАДИ 13Э", "ХАДИ 21", «ХАДИ 23Э» и наконец электродрегстер «ХАДИ 28Э»
Поколению 80-х были интересны дрегстеры, объяснялось это в пе6рвую очередь тем фактом, что с конца шестидесятых годов заезды на установления рекордов скорости в автомобильном спорте проходили на взлётно-посадочное полосе аэродрома «лётного училища» г. Чугуев, Харьковской области. Так появились автомобили "ХАДИ 24", "ХАДИ 26", "ХАДИ 27". Вот вы можете увидеть их в нашей лаборатории.
Автомобиль "ХАДИ 26"
Автомобиль ХАДИ 27
Автомобиль ХАДИ 28
А что это за кабриолет? Чайка?
Это автомобиль "ХАДИ 2" Ему в 2011 году исполнилось 50 лет. Это первый автомобиль со стеклопластиковым кузовом построенный в этой лаборатории. Думаю все из Вас смотрели «Кавказкую пленницу», там в конце выезжает микроавтобус «Старт» в него садится Наталия Варлей и Шурик на ослике все это дело догоняет. Так вот, создавали этот микроавтобус выпускники лаборатории, которые получили свой первый опыт работы с композитами создавая автомобиль "ХАДИ 2".
В последствии все наши автомобили, за исключением "ХАДИ 7", кузов которой изготовлен по спецзаказу на авиа заводе имели стеклопластиковые обтекатели.
А что это за малютка такая?
Это - "ХАДИ 3" - самый маленький в мире рекордно – гоночный автомобиль, - за свои сверхмалые параметры он занесён в книгу Рекордов Гинеса. Построен он в 1963 году, расчетная скорость – 220-240 км час.
А какой у Вас самый быстрый автомобиль?
Одним из самых знаменитых автомобилей построенных в нашей лаборатории является автомобиль "ХАДИ 7". В 1968 году, во время заездов на установление рекорда скорости, он достиг максимальной скорости в 400 км/ч. Двигатель на нём применён от вертолета «Ми 2» - ГТД – 350. Как выставочный экспонат, этот автомобиль изколесил добрую половину мира.
Впрочем, практически все наши автомобили неоднократно демонстрировались и премировались на всевозможных выставках, как плоды технического творчества советской, а затем уже и украинской молодежи. Автомобиль «ХАДИ 11Э», к примеру, во время одной из выставок, был передан Народной Республике Болгарии, по просьбе её правительства, а автомобиль «ХАДИ 13Э» передан в 1998 году в постоянную действующую экспозицию Киевского Политехнического Института.
А что этот черненький тоже автомобиль? И как на нём ездят?
Нет, это не автомобиль это модель одного из проектов автомобиля, задачей которого было установить абсолютный скорости на земле, которая, среди автомобилистов всегда психологически приравнивалась скорости звука!
Далее следует мой любимый вопрос к аудитории: «Чему равна скорость звука на земле?» Знаете, у меня есть пару тройка вопросов которые я задаю практически всем и практически всегда. Интересно, что лидером по ответу на этот вопрос являются учащиеся техникумов и ПТУ, к сожалению студенты ХНАДУ, с гордостью замыкают мой рейтинг…
Ну да вернёмся к модели автомобиля "ХАДИ 9". Создавалась эта модель для испытаний в аэродинамической трубе. Создатели этой модели предполагали, что на автомобиле будут применены два двигателя РД9БФ от самолёта МИГ 19. В реале же создателям достался только один такой двигатель, и сам автомобиль больше походил на некий самолёт без крыльев. К сожалению своей расчетной максимальной скорости этот автомобиль так и не достиг. Попытки установить на этом автомобиле, который был построен к 1982 году, не предпринимались по двум основным причинам, во-первых в советском союзе попросту не было покрышек способных выдержать движение на скорости более 500км/ч, во-вторых, к 1982 году, в советском союзе уже не было трассы на которой можно было бы разогнать и остановить такой автомобиль. Узнав о создании такого автомобиля, а компания «Goodyear» обещала предоставить для этого заезда покрышки. Но советский союз, был всё таки государством за «железным занавесом» и подобная поездка была, к сожалению, невозможной.
В самом же советском союзе, по инициативе газеты «….» созрел проект проведения заездов по льду замершей реки, для чего автомобиль специально был поставлен на коньки. Интересно, что подобная идея была успешно воплощена в серии бондиады «Умри но не сейчас» в которой ,автомобиль на коньках от реактивной тяги достигает скорости свыше 500км/ч.
И вот в 83 году на экраны выходит художественный фильм «Скорость» снятый ленинградской киностудией. В главной роли, под псевдонимом «ИгЛа» автомобиль «ХАДИ – 9». ИгЛа - это сокращение от инициалов главного героя – Игоря Лагутина, которого играет Алексей Баталов ( нууу, не узнаёте? Ведь знаете, 100% знаете - он же Жора, он же Гога, он же Гоша) примечательно, что это был его следующая роль после фильма «Москва слезам не верит», т.е. на тот момент, говоря сегодняшним языком мега звезда советского кинематографа. Его герой списан с образа основателя нашей лаборатории Владимира Константиновича Никитина. В роли студента – совсем юный, известный гардемарин в последствии, Дмитрий Харатьян. Консультантами во время съемок фильма был дважды герой советского союза лётчик космонавт Георгий Михайлович Гречко, занимавший тогда пост главы автомобильной федерации союза и рекордсмен советского союза, заслуженный мастер спорта Владимир Константинович Никитин. Все события, но не персонажи, являются вымышленными. В съемках фильма активно участвовали наши студенты-механики «ХАДИ 9». Именно они и учили навыкам раллийного вождения молодого Дмитрия. Этот фильм периодически показывают по центральным телеканалам, уверен, он стопроцентно будет интересен любителя классических автомобильных соревнований, в первых кадрах фильма показаны гонки на автодроме «Чайка», на котором по сей день проходит большинство этапов чемпионата Украины по автомобильным кольцевым гонкам. В которых принимает участие наша спортивная команда.
А на чем у Вас можно покататься?
А на всём, что покрашено в зелёный цвет. Зелёный – официальный цвет автомобилей нашей спортивной команды «ЛСА ХАДИ» принимающей участие в чемпионате Украины по автомобильным кольцевым гонкам. Наша команда является самой титутоловоной и долгожительной командой украинского чемпионата. Десять лет подряд с 1996 по 2006 год мы становились призерами чемпионата Украины, трижды в 1998, 2003 и 2005 становились чемпионами.
В девяностые годы за нашу команду выступали опытные и именитые спортсмены Александр Арманд на автомобиле «Эстония 25», Михаил Гриненко и Константин Кузнецов на автомобиле «ХАДИ 29», Николай Шалдуга на автомобиле «Эстония 21». А сами автомобили обслуживали студенты и сотрудники лаборатории. Это гарантировало достижение высоких спортивных результатов командой. В самой же команде существовала атмосфера подобная дореволюционным ремесленным училищам, когда молодые «зелёные» ученики попадая в профессиональный коллектив впитывали знания и навыки как губка.
Так продолжалось до 2006 года, когда на последнем этапе чемпионата страны появился новый автомобиль нашей марки «ХАДИ 31» пилотируемый студентом – сотрудником нашей лаборатории Дмитрием Экспериандовым. Так началась новая традиция, когда студенты не только обслуживают и подготавливают автомобиль к соревнованиям, время - от – времени самостоятельно тестируя эти автомобиле, а и сами участвую в соревновании в качестве пилотов. А с появлением нового автомобиля «ХАДИ 33», на который и пересел Дмитрий Экспериандов, автомобиль пилотировал студент факультета транспортных систем Валентин Голота. Но участие в гонках, это не только пилотирование автомобиля, это ещё и работа по подготовке этого самого автомобиля к соревнованиям – это просто отличная школа работы в коллективе, работы с полной самоотдачей, это работа и обучение одновременно. Трудно себе даже представить сколько всего талантливых целеустремлённых людей прошли эту школу за все годы существования лаборатории.
На моей памяти, не было ещё ни одного студента регулярно занимающегося в нашей лаборатории, которому бы не представилась бы возможность попробывать себя в качестве формульного пилота во время тренировочных заездов.
Как попасть в Вашу лабораторию?
Участие в жизни лаборатории может принять каждый, главный критерий – это желание!!! Ежегодно после первого сентября к нам, в разное время, приходит более сотни молодых людей, к новому году остаются один-два. Те, кто остался, как правило, проводят здесь все пять лет своего обучения. У нас занимаются молодые люди со всех курсов и факультетов, нередки случаи, когда к нам приходят ещё школьники, которые потом, выбираю ХАДИ, и уже в качестве студентов продолжают занятия, иногда люди остаются и после института.
Ребята приходят и получают бесценный для студентов опыт работы в реальном коллективе в реальных проектах тратя за это самое дорогое что есть в жизни. А самое дорогое – это время!
А чем сейчас занимаетесь?
Работаем =))
А что это у Вас за самый экономичный автомобиль?
Самый топливно - экономичный и заодно и самый экологичный у нас автомобиль «ХАДИ 34». Вообще у нас два проекта эко автомобилей. Это автомобиль «ХАДИ 32», силовую установку для которого создали сотрудники кафедры физики ХНАДУ, совместно со специалистами Харьковского института низких температур, а шасси – ЛСА.
И проект автомобиля участника международных студенческих соревнований по топливной экономичности «Shell eco-marathon» «ХАДИ 34». Этот автомобиль за возможность преодолеть 570км на одном литре бензина занесён в книгу рекордов Украины в категорию «технологии», как самый энергоэффективный автомобиль в стране.
И проект автомобиля участника международных студенческих соревнований по топливной экономичности «Shell eco-marathon» «ХАДИ 34». Этот автомобиль за возможность преодолеть 570км на одном литре бензина занесён в книгу рекордов Украины в категорию «технологии», как самый энергоэффективный автомобиль в стране.
Но это уже совсем другая история…
_________________________________________________________________________________
[дополнено]
Книга о покорении скорости. История рекордных автомобилей СССР
1 комментарий:
На днях получили книгу «Скорость Рекордные автомобили СССР» авторов Дмитрия Дашко, Алексея Рогачева.
Уникальная книга, большую часть которой занимает рассказах о Великих Людях, энтузиастах и профессионалов своего дела, которые жили и создавали свои автомобили в городе Харьков, своим ежедневным трудом прославляя свой город, свою страну. В настоящее время, произнося фамилии Никитин и Лорент, чаще всего люди называют их великими учителями многих и многих поколений автомобильных спортсменов, людьми у которых была идея, характер, воля к достижению временами заоблачных, но все же осуществленных задач. И конечно же эти люди должны быть увековечены в книгах, легендах, сказках…
Создатели книги выразили свои благодарности коллективу Лаборатории Скоростных Автомобилей любезно предоставившему свои архивы. Но ни это главное, главное, то, что в процессе нашего сотрудничества с автором книги Дмитрием я познакомился с замечательными людьми современники и учениками Владимира Никитина и Эдуарда Лорента, узнал много правдивых историй, получил доступ житейской мудрости настоящего Человека.
И за это отдельное спасибо Дмитрию, он как раз и выступил тем неутомимым движителем, который и содвинул меня на более детальное изучение правдивой истории собственной организации, а она поверьте мне, сильно отличается от той, что официально печатается в нашем ВУЗе...
Но как бы там нибыло, важно, что об этих великих Людях до сих пор помнят и занют, что были герои и в нашем Отечестве =))
Отправить комментарий