Материал подготовлен: Ольгой Гриценко
- В соревнованиях на экономичность «Shell Eco-Marathon 2013» автомобиль ХАДИ 34 выступал в концептуальном классе, который предполагает, что сконструированный автомобиль, по сути, является неким футуристическим прототипом. Кто был разработчиком такого довольно оригинального дизайна эко-автомобиля, напоминающего самолет?
Автором
технических идей воплощенных в нашем экомобильчике ХАДИ 34 образца 2010 года
является мастер производственного обучения лаборатории скоростных автомобилей
Александр Сергиенко. На момент возникновения самой идеи участия в экомарафоне
Александр был ещё молодым сотрудником,
который по собственной инициативе занялся разработкой проекта будущего
автомобиля. А воплощались его идеи дружным студенческим коллективом, в котором
Александр был ментором.
Сравнение
с самолётом очень удачно, особенно если взглянуть на органы управления, ведь у
нас не руль, а штурвал, а вообще Александр действительно увлечён самолётами.
- Среди участников
концептуального класса, а в 2013 году их было не менее 200 из более чем 20-ти
европейских стран, выделялись ли оригинальностью в дизайне автомобили из других
стран? Возможно, помимо конкурсов на «лучший командный дух» и «лучшую коммуникацию команды»,
организаторам Эко-марафона
стоит учредить еще один внетрассовый конкурс на самую оригинальную
конструкцию кузова автомобиля?
И
такой конкурс действительно есть! Участвуют
в нём вновь построенные автомобильчики. В дебютный для нас 2010 год, мы,
увлекшись текущей работой, да и по причине банального незнания, не успели
податься на участие в нём. Дело в том, что регистрация на «внетрасовые
конкурсы» закрывается примерно за два месяца до начала самого соревнования.
Конечно, потом кусали локти, но ничего не поделаешь. Масло в огонь подлил
директор соревнования «Shell eco-marathon», который осуществляя обход новых
участников соревнования, оценил необычность дизайна нашего автомобиля, и
посетовал на то, что не увидел нашу команду в списке участников конкурса.
Вообще
«фас» нашего «ХАДИ 34» необычен и хорошо отличим среди других участников в
основном благодаря спрятанным в индивидуальные обтекатели передним колёсам.
На
самом деле, если стремиться к высоким результатам, то соригинальничать достаточно сложно. Поскольку за годы
соревнований участники уже давно разработали целый набор технических решений,
которые являются с одной стороны оптимальными, с другой – очевидными. Те
команды, которые борются за лидерство, уделяют много внимания теоретическим
исследованиям в области аэродинамики, кто-то доверяет компьютерному
моделированию, кто-то испытывает
автомобиль целиком в аэродинамической трубе, тут уже все зависит от бюджета
или от организатора (учебного заведения, содержателя) команды. Те, кто «по
беднее», зачастую просто копируют удачные решения лидеров, но не следует
забывать о том, что Shell eco-marathon это студенческое
соревнование и много автомобильчиков делается просто «по приколу».
В 2007 году и 2010 мы видели команду, которая
сделала экомобильчик в форме розового презерватива.
Запомнился и харизматичный
автомобиль в форме загадочного насекомого, тут уж кому какие ассоциации
рисовало воображения, что касается класса городских автомобилей то меня в 2007
автомобиль с бамбуковым кузовом, да в нём, все,
что только можно было сделано из бамбука.
Этот участник победил в другом
конкурсе – «ecofriendly», в котором оценивается
использование командами экологически чистых технологий при создании
автомобиля. Также вот уже шесть лет мы наблюдаем за экомобилем дизайн, которого
скопирован с серийного автомобиля марки Renault, спонсором команды, видимо, является вышеупомянутый
завод.
Вообще,
путём введения «внетрассовых конкурсов» организаторы стимулируют
исследовательскую работу студентов по поиску экологически чистых
энергоэффективных технологий в различных областях автомобильной промышленности.
- Помимо экзотического внешнего
вида, какие требования предъявляются европейской технической комиссией
соревнования к автомобилям данного класса?
Во
главе технических требований к специальным экомобилям лежат вопросы по
безопасности. Оговаривается организация рабочего места пилота и его одежда. Автомобили должны быть оснащены шеститочечными
ремнями безопасности, огнетушителем, омологированным топливным баком; кокпит
отделен от моторного отсека; обязательно применение омологированного звукового сигнала;
светового сигнала информирующего о замедлении автомобиля и т.д. и т.п. Что бы
участники соревнования ежегодно работали над улучшением своих автомобилей,
организаторы вносят изменения в технические требования соревнований.
- Автомобиль ХАДИ-34 занесен в
Книгу рекордов Украины, как самый энергоэффективный автомобиль в стране.
Благодаря каким техническим особенностям эко-автомобиля, каким научным
разработкам команды, вам удается показывать такие невероятные результаты на
соревнованиях европейского уровня?
На
самом деле экомобиль команды «ЛСА ХАДИ АИС» - это первый в Украине
автомобиль, сконструированный специально для участия в соревнованиях по
экономии топлива. И все технические решения, воплощённые в нём подчинены этой
цели. В то время как предыдущие рекорды Украины были показаны на серийных
гражданских автомобилях.
Участвуя
в соревнованиях мы попадаем в среду себе равных, здесь все нацелены на рекорды, вот и приходится, что бы показывать достойный результат быть
в чем-то лучше других. Здесь все работает в совокупности. «ХАДИ 34» однозначно
легче, чем половина участников, согласно теоретическим
расчётам обладает минимальным коэффициентом аэродинамического сопротивления
Сх=0.11, для сравнения, согласно заводским данным, у хэтчбека «Авео» Сх = 0.36. Стоит также отметить прогрессивную
систему управления двигателем разработанную специалистами «Renault клуб Харьков» Дмитрием Звягиным, Сергеем Подносом.
Безусловным помощником в модернизации нашего автомобиля при подготовке к
соревнованиям являются данные телеметрии сконструированной Михаилом Щербаком. Сложить
все это и многое другое, да плюс немного удачи вот и результат получается.
- Имеет ли влияние на результат
то, что пилот управляет эко-автомобилем лежа?
Конечно,
ведь это сокращает лобовую площадь автомобиля, а следовательно, коэффициент
аэродинамического сопротивления. Прямых указаний на такую конструкцию
автомобиля в техническом регламенте нет, это ещё одна техническая идея к
которой участники пришли самостоятельно и сейчас она является практически
общепринятой. В регламенте лишь оговорено положение человека – ногами вперёд.
Аэродинамика - аэродинамикой, но такое решение зачастую существенно сказывается
на комфорте пилота. Хотя о каком комфорте можно говорить, ведь соревнование
испытание не только для автомобиля но и для пилота тоже.
- Необходимы ли специальные навыки пилотирования автомобиля ХАДИ-34,
учитывая, что соревнования проводятся даже в дождливую погоду, и автомобиль
является заднеприводным?
К
пилоту такого автомобиля организаторы предъявляют следующие требования: человек
должен быть старше 13 лет и весить более 50 кг в спортивной амуниции;
иметь свидетельство о том, что он знаком с правилами дорожного
движения и может быть допущен к управлению автомобиля, в качестве
доказательства подходит всё: и лицензия профессионального пилота, и права, и
справка из автошколы. По условиям соревнований у автомобиля обязательно должны
быть 2 пилота проводящих одинаковое время за его управлением. Чаще всего
пилотами являются милые компактные девушки, кто как ни представительницы
прекрасного пола способны удовлетворить такие рекомендации по весу. Ведь, как
известно, чем больше весит автомобиль, тем больше топлива потребляет.
В
нашей команде, в условиях ограниченного финансирования, мы пока не можем
позволить себе роскошь иметь пилота, который круглогодично не участвует в жизни
команды. Вообще основной принцип формирования команды звучит так: Работаешь –
едешь!
И этот принцип железный. Поскольку бюджет ограничен, вот и выбираем мы
пилотов из числа работающих. Оценивается все и персональный опыт вождения
обычного автомобиля и характер, точнее сказать темперамент человека. Один из
основных факторов – помещается или нет человек в наш автомобиль =))
Слава
богу «по дождю» нас еще не пускают на трассу, это удовольствие только для
урбанистической группы автомобилей, в техтребованиях к которой последние 2 года
оговорены стеклоочистители. Зато только по лужам мы в
2013 и ездили.
=)
- Проводятся ли тренировки в Украине для подготовки пилотов
эко-автомобиля, и какие требования вы предъявляете к ним? В кабине ХАДИ-34 с
трудом может поместиться девушка среднего роста, не говоря уже о мужчине, а
ведь общий вес снаряженного эко-автомобиля влияет в целом на расход топлива.
К
сожалению, в Украине, мы никак не можем найти трассы с удовлетворительным
состоянием дорожного покрытия для проведения полномасштабных тренировок имитирующих
участие в экомарафоне. Испытывали автомобиль мы на беговых дорожках стадионов
ХТЗ и Динамо, но там прорезиненное покрытие, а это совершенно другой
коэффициент сопротивления движению.
Были попытки выезда «на кольцо» в «Автоград»,
но там не ровно даже для формул и ничем кроме порчи обтекателей это не
заканчивалось. Долго рассуждали о киевской трассе «Чайка», пока не прошлись и
не убедились, что она не на много лучше имеющегося «Автограда».
Об
открытых для движения участках дорог общего пользования мы из соображений
безопасности даже не задумываемся, уж слишком маленький и не защищенный наш
экомобильчик.
Т.ч.
ездим только на короткие ровненькие дистанции в основном, что бы новый пилот
смог привыкнуть к автомобилю. При подготовке к соревнованиям, основное время
проводим у нагрузочного стенда, на котором настраиваем систему управления
двигателем.
А
обучение водителей, у нас к сожалению, пока по укороченному курсу: взлет – посадка, фокусируемся,
в основном, на теоретических аспектах.
- Какие новшества планируют ввести организаторы Shell Eco-Marathon в этом году,
помимо организации трассы на городских дорогах, а не на специально обустроенной
трассе? И где будут проходить соревнования «Shell Eco-Marathon 2014»?
«Shell
eco-marathon Europe 2014» будет проходить опять на
городской трассе в Нидерландском Роттердаме. Возможно, организаторы, каким либо
образом изменят конфигурацию трассы, что бы участники поработали над стратегией
прохождения дистанции. В среднем, европейская страна принимает соревнования лет
пять подряд. Голландия с 2012, так что нам ещё предстоит насладится тёплым
голландским климатом.
Технические
нововведения этого года касаются множества аспектов в конструкции экомобиля, к
примеру, общего выключателя массы, обязательного атрибута любого гоночного
автомобиля в мире. Но интересней всего то, какие изменения ждут автомобили-участники
с 2015 года. Как и во всем спорте, организаторы информируют о нововведениях
заблаговременно. Так вот, с 2015, по причине безопасности, будет запрещено
популярное ныне у лидеров заднее управляемое колесо. Применение, которого
позволяло максимально сократить лобовую площадь автомобиля, а также снизить
коэффициент сопротивления качению. Признаться честно, мы тоже попались в эту
ловушку, так как для будущего экомобиля, студенты и сотрудники кафедры
автомобилей нашего ВУЗа уже разработали рулевое управление с задним
поворачивающимся колесом, а аэродинамики под эту идею предложили новую форму
кузова.
- В связи с тем, что организаторы Эко-марафона ужесточают
технические требования к автомобилям из года в год, стараются сделать их
максимально приближенными к машинам общего пользования с целью получить очень
экономичный и экологически чистый автомобиль, планирует ли команда ЛСА ХАДИ вносить конструктивные изменения в эко-автомобиль
для участия в соревнованиях 2014 года?
Что
касается техтребований 2014 года, то наш автомобиль им практически
соответствует, требуется лишь незначительные изменения, поэтому мы стараемся
больше сфокусироваться на аспектах позволяющих улучшить результат.
В
2012 году, после нашего двухлетнего успешного участия в соревнованиях, ректор
ХНАДУ (ХАДИ) призвал «на помощь команде» ученых университета. Наиболее активно,
на сегодняшний день, откликнулись представители кафедры Двигателей Внутреннего
Сгорания, оформив конструкторскую документацию на модернизацию двигателя Honda GX 25, который мы
используем на нашем экомобиле. В рамках модернизации предполагается увеличить
ход поршня двигателя, усовершенствовать крепление коленчатого вала. Работа эта
ведется, сейчас, детали находятся на стадии изготовления.
Вообще,
если условно разделить всех участников по-полам, то лидирующая половина в нашем
классе, как правило, использует двигатели внутреннего сгорания собственной
конструкции, вторая половина поголовно Honda GX. Очень не многие решаются на
существенную модернизацию двигателя, ограничившись, только изменениями в
системе питания.
Будем
надеется, что задуманная модернизация, станет первым шагом к созданию первого
украинского двигателя для участия во всемирных соревнованиях по экономии
топлива «Shell eco-marathon».
- Рассматриваете ли вы переход эко-автомобиля в другой класс,
учитывая все новшества и технические условия в регламенте соревнования на 2014
год?
Да, идея
эта витает у нас в воздухе уже давно. Инициативная группа предлагает провести
эксперимент по применению электрического двигателя на шасси ХАДИ 34, которое
планируется заявлять в класс электромобилей после того как будет создан новый
экомобиль в бензиновый класс. Первые шажки в этом направлении уже сделаны, но
тут зачастую сказывается банальная нехватка времени у участников проекта, ведь
по мимо технической работы, есть еще и «бумажная», рожденная спецификой
существования в ВУЗе. К слову сказать, мы оформили «патент на полезную модель»
кузова ХАДИ 34, как первого автомобиля с несущим кузовом типа «монокок»
выполненного из композитных материало в Украине. Кроме этого проект создания
экоавтомобиля в ХНАДУ для участия в международных соревнованиях по экономии
топлива был награжден дипломом в номинации «Научно исследовательская
деятельность учебного заведения» в рамках международной выставки образование и
карьера. Впервые в новейшей истории наш ВУЗ получил награду в этой номинации.
Да и всевозможные выставки и показы у нас случаются практически раз в месяц.
- Опыт участия в соревнованиях на экономичность
прошлых лет
и многие технические разработки участников проекта ХАДИ-34, применяемые на
соревнованиях, позволили вам получить очень важные данные по работе систем
автомобиля. Возможно, что в ближайшем будущем вам удастся проводить тесты еще
на Украине, что позволит улучшить энергоэффективность эко-автомобиля в реальных
условиях?
На
сегодняшний день, говоря о подготовке ХАДИ 34 к соревнованиям, мы, в основном,
подразумеваем работы по улучшению энергосиловой установки автомобиля. На треке
хотелось бы поэкспериментировать с применением разных подшипников их видов
смазки и аэродинамикой колёс. Да и проведение конкурсного отбора на место
пилота по итогам реального заезда тоже, по-моему, весьма хорошая идея =))
Смотрите также:
Смотрите также:
Интервью с капитаном капитаном команды ЛСА ХАДИ АИС на SIA 2013
Экомарафон глазами украинца
Интервъю "You are part of it"
off track awards SEM 2011
Интервью с капитаном команды
Что значит понятие командный дух для Вас?
Комментариев нет:
Отправить комментарий