- Знаю, что у Вас было некоторое затруднение с визами, хочу уточнить команда
из скольких человек сейчас на соревновании в Англии?
Механик ХАДИ - 34 - Виталий Годзь
и пилот Елена Чернышёва
В 2016 году, наша команда в Лондоне,
на Shell eco-marathon- 2016, была представлена всего 3 участниками, которые
успели получить британские визы. Это пилот экомобиля- Елена, аспирант
Харьковского национального автомобильно-дорожного университета, Виталий –
студент 4 курса, автомобильного факультета, Иван Владимирович – технический
мозг – заведующий лаборатории скоростных автомобилей, той самой, которая и
создала самый энергоэффективный автомобиль ХАДИ 34.
Остальные участники, до сих пор ждут свои паспорта в визовом центре. Британская виза стоит больше 100 евро на человека. Как только у нас появились такие средства, мы тут же подали заявку. Честно выждали отведённые 15 дней, но визы получили пока не все. И большая часть команды осталась в Харькове у скайпа – координировать работу команды.
Остальные участники, до сих пор ждут свои паспорта в визовом центре. Британская виза стоит больше 100 евро на человека. Как только у нас появились такие средства, мы тут же подали заявку. Честно выждали отведённые 15 дней, но визы получили пока не все. И большая часть команды осталась в Харькове у скайпа – координировать работу команды.
- Какие изменения
проект претерпел в этом году?
Реальное финансирование начало
поступать за месяц до выезда. Оценив свои силы, и незначительность средств,
которые возможно выделить на подготовку автомобиля, команда решила сделать
ставку на надёжность, перебрать и продефектовать узлы и агрегаты ХАДИ 34.
Учитывая, что в команде 2-ое новичков, которых приходилось учить заново, этот
процесс занял много времени, но, безусловно, был полезен. Мы верны своей цели –
постепенного создания нового, более совершенного экомобиля ХАДИ 34, и планируем
в этом году испытать, в реальных условиях соревнования новые идеи в приводе
трансмиссии, новую конструкцию тягового узла, провести эксперименты по выбору
оптимальной траектории движения в условиях реальной трассы и реальных
соперников, а это всегда, далеко не идеальные условия, на которые мы надеемся,
делая научные расчёты. Спасибо Рено клубу Харьков за техническую поддержку
проекта.
- Сколько удалось
собрать участвуя в проекте «Спильнокоштом»?
Мы, собрали 50 тысяч. И были безумно удивлены тем, какое
количество добрых людей поверило в наш проект. Изначально, мы сомневались, что
вообще, удастся собрать таким образом средства на поездку. Спасибо всем!
Сегодня я могу констатировать, что украинская команда стала больше на 166
человек. 166+8 (тех, кто был изначально) Я думаю, мы стали самой многочисленной
командой на соревновании. Делегация
среднего европейского ВУЗа на соревновании, обычно не более 50 человек. =)
Всем добрым людям,
которые поддержали наш проект на «Спильнокоште», спасибо, а ведь была ещё и
копилочка, и карточка, для тех, кто не доверяет такие дела интернету.
Отдельная благодарность Вите Базан, которая познакомила нас
с этим проектом.
Обращение пилота команды ЛСА ХАДИ
- Ваши впечатления от марафона в этом
году? Особенность трасы, сколько соперников?
В Лондоне
очень холодно! =)
Красивейший участок трассы
Вообще, среди команд, участниц этого года, сильно недовольство
выбором трассы. Работа организаторов соревнования, как всегда, просто на
высоте. А вот трасса, не только узкая, но и с перепадом высот. Говоря по
простонародному, там горка, на которую не каждый экомобиль может заехать. Так и
происходит, на теперешний час, половина команд, просто не смогла
продемонстрировать хоть какой-то результат.
Один круг по трассе соревнований
Зачастую автомобили не выдерживают такие нагрузки на
трансмиссию, и 3-4 раза заезжают, а вот 7 раз, пройти это испытание смогли не
все. Также никто из команд не смог реализовать все 4 попытки сразу. Максимум
1-3 выезда. Из-за погодных условий, участники просто не успевают стартовать.
Плюс к этому, для всех стран участниц из Европы, особенно
из восточной, поездка в Великобританию – очень дорогое удовольствие,
исходя из этих соображений, участники сейчас собирают
подписи под коллегиальным письмом, с просьбой о перенесении трассы соревнований
в другую страну на следующий год.
Соперники дружественны! Традиционно дружественны!
Нам очень помогла команда из МАДИ, не отказали в помощи французы
и поляки. Спасибо этим командам за интернациональную дружбу!
- Что такое техническая инспекция и
как она проходит?
Регистрация участников начинается более чем за полгода до
самого мероприятия. Организаторы просят указать различные данные, от колличества
человек в команде, до технических характеристик отдельных узлов и агрегатов
автомобиля.
По прибытию на трассу организаторы "Shell
eco-marathon" осматривают автомобили на соответствие указанным параметрам,
техническим требованиям соревнования. Основной акцент делается на безопасности
пилота. Это и вопросы эргономики, и пятиточечные ремни, система пожаротушения и
специальный огнеупорный костюм и обзорность внутри автомобиля.
После прохождения технической комиссии участники получают
доступ на трассу. И здесь начинается борьба стратегий. Чтобы обеспечить
минимальный расход топлива, необходимо чередовать участки на которых автомобиль
движется с включённым двигателем и разгоняется, и те, на которых он движется
накатом. Чем больше путь пройденный накатом, тем выше результат. Так
достигаются рекордные и немыслимые на первый взгляд достижения в 2, 3, 4 тыс.
км. на одном литре топлива.
Механик с обязательными наклейками свидетельствующими
об успешном прохождении технической комиссии.
- Какие-то
интересные случаи на марафоне. Может, с чем-то сравнили ваше авто или много
желающих хотят сфотографироваться именно с ним?
Интересно то, что ту аэродинамическую форму кузова, с
отдельно вынесенными колёсами в индивидуальном обтекателе, которую наша команда
выбрала ещё в 2009 году, и которую многие учёные аэродинамики критиковали,
загибая пальцы и потирая лысины, сейчас является одной из самых популярных.
Более половины участников, включая абсолютных лидеров, используют именно ее. И,
как говорят, это сейчас основное направление развития!
Поражает
поддержка других участников.
Так узнав,
что у нас команда приехала, а автомобиль и всё оборудование, в том числе и
спальники с едой застряли в Кале, французы предложили нашей команде места в
своей палатке, что бы переночевать
Команде из
МАДИ, которая отложила все свои дела, и ночью выделила автомобиль, тягач и
водителя и привезла ХАДИ 34 в Лондон к месту проведения соревнований, отдельное
огромное спасибо. А несколько минут назад, ребята сами предложили забрать наше
авто и вернуть его в Кале.
Вот такой вот,
Shell eco-marathon, вот такая бывает дружба среди студентов, вот такая
поддержка в автоспорте!
После погрузки автомобили Московской и Харьковской команды
-
Есть
ли у других команд девушки-пилоты? Как проявила себя в этот раз Елена? Может,
каким-то ее качествам даже мужчины могут позавидовать?
Большинство
мужчин могут позавидовать весу Елены!
Большинство
команд привлекают в качестве пилотов девушек, именно исходя из их малого веса и
красоты =)
В этом году не только управление автомобиля, но и все
организаторские обязанности на месте, в Англии, легли на плечи Елены, её
организаторским способностям и железным нервам стоит отдать должное.
К плюсам Елены как пилота, стоит отнести, четкое выполнение
инструкций – это основной залог успеха в данных соревнованиях, поскольку траекторию и стратегию движения
разрабатывают в команде еще за долго до старта, а задача пилота чётко выполнять
указания и корректировать стратегию, в зависимости от поведения на трассе
других участников.
Уверен, мы
сможем реализовать её опыт и потенциал в следующем году!
На вопросы журналистов отвечал
лидер команды ЛСА ХАДИ eco-marathon
лидер команды ЛСА ХАДИ eco-marathon
Александр Чернышёв
Комментариев нет:
Отправить комментарий